Когда хочешь что-то запомнить, повторяешь это несколько раз — это самая очевидная идея в обучение. Но интересно то, что число повторений и перерывы между ними — крайне важны. Если вы выбрали неверный подход, то рискует снизить свою эффективность в запоминании новой информации почти в два раза.
О чем вообще речь? Очень условно можно выделить два подхода к повторению информации: массированный тренинг (massive learning) и разнесенный во времени тренинг (spaced learning). В первом случае вы повторяете без перерывов, раз за разом читаете (смотрите, слушаете и т.д.) то, что хотите помнить. Во втором случае вы повторяете через большие промежутки времени, при этом число повторений может быть гораздо меньше — но эффективность этого подхода значительно выше.
На языке нормальных людей: лучше два раза повторить с интервалом в час, чем много раз за 20 минут.
Подробности
В одном из исследований¹ сравнивали разные протоколы обучения и со значительным преимущество выиграло разнесенное во времени обучение с нерегулярными интервалами. Это очень сложное описание того, что нужно не только делать большие перерывы между повторением, но сами эти перерывы должны быть разной длительности. На картинке внизу — протоколы обучения, которые изучались в исследовании. Красный — тот, что нам нужен. Это как раз spaced learning с нерегулярными интервалами.
Еще одна характеристика успешного обучения — интервалы между повторениями должны постепенно увеличиваться. В другом эксперименте¹ проверяли, как spaced learning влияет на выживаемость памяти на долгих временных промежутках. Скажем, недели, месяцы и даже годы. Оказалось, что самые надежные и точные воспоминания получаются, когда подопытные повторяли информацию сначала пару раз в день, потом через неделю — и потом через месяц. В таком формате обучения воспоминания получались гораздо надежнее и точнее.
см. также: Как запоминать лучше: данные из когнитивной нейронауки
В общем, итоги такие:
- Не нужно зубрить, т.е. учить что-то много раз подряд — вы очень быстро забудете эту информацию;
- Если действительно хотите что-то запомнить, то соблюдайте перерывы между повторениями — поначалу как минимум час, потом постепенно увеличивайте время между повторениями;
- Постарайтесь не только постепенно увеличивать перерывы, но и делать их нерегулярными и менее предсказуемыми — иногда чуть короче, иногда длиннее. Кстати, есть неплохие приложения и программы, которые помогут придерживаться такого протокола. Например, Anki.
Ссылки:
1. Smolen P, Zhang Y, Byrne JH. The right time to learn: mechanisms and optimization of spaced learning. Nat Rev Neurosci. 2016 Feb;17(2):77-88. doi: 10.1038/nrn.2015.18. PMID: 26806627; PMCID: PMC5126970.