Добрый день, дорогие читатели. Мы продолжаем наше путешествие по Санкт-Петербургу и сегодня заглянем в 10 самых красивых зданий города.
Архитектурные шедевры северной столицы красивы не только снаружи, но и изнутри.
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова был возведен на том самом месте, где в 1881 году был смертельно ранен Александр II. Он строился в течение 24 лет во многом из-за чрезвычайно сложной внутренней отделки.
Его стены покрыты 7000 квадратных метров мозаики с изображениями православных святых и небесных покровителей семьи Романовых, которые являются работами нескольких известных русских художников.
Изначально храм не предназначался для массовых посещений и, вероятно, поэтому его внутреннее убранство выполнено таким великолепным. Внутри храма и по сей день находится участок тротуара, на котором умер монарх - на этом месте построили особую часовню.
Храм стал публичным после революции. Сейчас это одна из главных достопримечательностей города.
Юсуповский дворец на Мойке
Дворец принадлежал одному из старейших и влиятельнейших аристократических родов России - князьям Юсуповым.
Его внутреннее убранство, наверное, можно было сравнить только с императорскими резиденциями, за что его называли «энциклопедией» петербургского аристократического интерьера, а позже - «музеем роскоши».
Во дворце почти 30 залов с великолепным интерьером: огромные гобелены, массивные хрустальные люстры, старинные большие книги, тончайшая штукатурка, работы итальянских и русских мастеров, ротонда с фресками и даже собственный домашний театр со сценой в стиле барокко.
Хотя это всего лишь один из 57 дворцов, принадлежавших семье по всей России, неоклассическое здание на берегу реки Мойки сегодня является самым известным. Именно здесь в 1916 году молодой Феликс Юсупов и его товарищи убили фаворита и приближенного последнего императора Григория Распутина.
Музей прикладного искусства Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.
Здание построено на средства крупнейшего купца того времени Александра Штиглица в конце 1870-х годов. В нем он основал художественную школу. Спустя годы здесь собрана удивительная коллекция произведений искусства, купленных на европейских аукционах и пожертвованных русскими аристократами, дипломатами и предпринимателями. Однако не меньшего внимания заслуживает внутреннее оформление и убранство самого здания.
Дом был спроектирован известным архитектором Максимилианом Месмахером, который также построил дворцы многих великих князей в Санкт-Петербурге.
До этого он гастролировал по европейским столицам и изучал их опыт строительства музейных пространств. В результате музей Стиглица стал совершенно новым для России типом музейного здания - с хорошо спланированной системой освещения и четкой симметричной планировкой.
Его сердцем и композиционным центром является выставочный зал «Большой атриум», напоминающий внутренний двор итальянского дворца, с очень прогрессивной для XIX века постройкой - эффектным стеклянным куполом.
Большой Екатерининский дворец
Эта летняя императорская резиденция под Санкт-Петербургом, несомненно, одно из самых красивых мест, связанных с домом Романовых. Красиво снаружи, не менее торжественно внутри: интерьеры позолочены, стены облицованы китайским и лионским шелком.
В каждой парадной анфиладе возвышается камин с расписной фаянсовой облицовкой, сделанной специально для дворца.
Ведь сегодня все это великолепие - результат неустанной работы по реставрации архитектурного памятника.
Во время Второй мировой войны дворец сильно пострадал, в том числе самый известный янтарный зал. Это знаменитая Янтарная комната, интерьер которой таинственным образом исчез во время войны, и никто до сих пор не знает, где она спрятана. За последнее десятилетие российские мастера и ученые вернули комнату «домой», воссоздав ее точную копию.
Мариинский театр
Мариинский театр, «витрина» петербургского театра и балета в царские времена, был главным местом встреч аристократов и придворным императорского двора. Это величественное здание много раз реставрировалось и меняло свой облик, но и по сей день большая сцена Мариинского театра, как ее называют в народе, является воплощением имперской роскоши.
Архитектор итальянско-русского происхождения Альберт Кавос сделал упор не на фасаде или парадной лестнице, а на концертном зале, который по праву считается одним из самых красивых в мире.
Его стены покрыты бархатными панелями, а кресла цвета морской волны, что отклоняется от традиций планировки Императорского театра, где доминируют красные мотивы и золото.
Особое внимание привлекает потолок с 12 нимфами в окружении амуров и 12 медальонами с портретами драматургов. Визитная карточка театра - люстра 1860 года с 23000 хрустальных подвесок!
Шуваловский дворец
Еще одно необычайно красивое здание в Санкт-Петербурге. Дворец появился в конце царствования Екатерины II на берегу реки Фонтанки и быстро завоевал репутацию популярного светского места. Сегодня это исторический центр города, но тогда Шуваловский дворец находился на окраине Петербурга, а Фонтанка очерчивала границу города.
Каждый из залов дворца в стиле неоренессанс имеет уникальную планировку. Один из самых красивых - Колонный или Бальный зал. Он украшен мраморными колоннами, а верхняя часть стен оформлена скульптурным панно с изображением сцен из Троянской войны.
В наши дни Шуваловский дворец - это что-то вроде «ковчега» для украшений. В его роскошном интерьере находится частный музей Фаберже.
Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге
Это одна из крупнейших библиотек мира и первая национальная библиотека в России. Изначально перед Основателя и организации стояла задача собрать все (!) книги, напечатанные на русском языке, изданные как в России, так и за рубежом.
Также их интересовали книги о России, изданные на иностранных языках. Однако поражает библиотека не только масштабом своих коллекций. Её старейшее здание, построенное итальянцем Карло Росси, выходит окнами на Екатерининский сад (изначально строительством библиотеки лично руководила императрица) и объединяет несколько залов с индивидуальной планировкой.
Самым примечательным из них является Кабинет Фауста, также известный как Готический зал. Выполненный в средневековом стиле с красочно расписанными крестообразными арками, он напоминает европейскую монастырскую келью XV века.
Эрмитаж
Главное здание Эрмитажа - знаменитый Зимний дворец, который на протяжении веков был главной резиденцией русских монархов. Именно поэтому его 1084 комнаты невероятной красоты и великолепия, начиная с гранитной иорданской парадной лестницы (от нее начиналось литургическое шествие на Неву, где во льду была просверлена дыра для освещения креста) и заканчивая личными комнатами членов монаршей семьи, поражают своим убранством.
За прошедшие годы залы, в интерьере которых были драгоценные камни, не раз меняли свой внешний вид. Во время Второй мировой войны дворец серьезно пострадал после того, как на него упало 17 артиллерийских снарядов и две авиабомбы, а в окрестностях взорвались снаряды, причинившие ущерб историческим залам.
Однако и по сей день дворец сохранил свой истинный образ и внутреннее убранство. Чтобы спасти все эти сокровища, сотрудники музея и волонтеры совершили в свое время подвиг и провели много бессонных ночей в застенках Эрмитажа.
Большой Петергофский дворец
Великолепный дворец спроектировал любимый архитектор императрицы Елизаветы Петровны и создатель Зимнего дворца итальянец Бартоломео Растрелли. Однако за несколько веков эта летняя резиденция несколько раз перестраивалась в соответствии с современной архитектурной модой, поэтому в ее интерьере отчетливо прослеживаются разные стили и вкусы.
Здесь также есть барочная галерея с позолоченной резьбой и зеркальными панно (чтобы зрительно расширить залы, которые на самом деле слишком узкие), и дубовый кабинет Петра Великого с его личными вещами и элементами рококо, а также сдержанного классицизма.
Все, что можно увидеть сегодня в Петергофе, - результат кропотливой работы на протяжении нескольких десятилетий. Во время войны дворец был сожжен и взорван. Фактически, он был восстановлен из руин.
Исаакиевский собор
На момент постройки Исаакиевский собор был самым дорогим храмом в Европе, потому что 100 кг золота использовалось только для покрытия куполов. Идея заключалась в том, чтобы собор стал «главной православной святыней империи». Отметим, что «претендентов» на этот статус постоянно появляется все больше и больше.
А 101-метровый собор в центре города со временем стал памятником эпохи. К обустройству его интерьера подошли с таким же благочестием, как и к возведению парадного фасада.
Его потолок площадью 816 квадратных метров расписал лучший портретист своего времени Карл Брюлов. Внутри храм украшен дорогим мрамором, лазуритом, малахитом и прекрасной мозаикой.
Впечатляют позолоченные массивные люстры-подсвечники - они весят 3 тонны каждая. Обращает на себя внимание и потолок собора: в самом его центре изображение голубя - символа Святого Духа.
Вот какие здания стоит посетить в Санкт-Петербурге. А что ещё вы добавили к этому списку?