Это была сухопарая мадам в возрасте. С не очень ухоженной внешностью. И поведением «советской» училки в самом плохом смысле слова. В моем школьном детстве тоже иногда попадались такие. Нарочито демонстрирующие свою правильность и превосходство над учениками. Как правило, если таких копнуть поглубже, то там оказывалась реальная пустышка, прикрывающаяся мнимой напыщенностью.
Начало цикла рассказов "Кулёк" тут.
Предыдущая часть здесь.
Вообще-то таких в «Бакалавре» не было. Все учителя, и молодые, и в возрасте были весьма продвинутыми людьми, увлеченными профессией и новыми знаниями. Эта дама словно застряла в прошлой эпохе. Я недоумевала, за какие такие заслуги ее приняли на работу в частную школу?
- Вы всё делаете не так! – заявила она, увидев кусочек моей репетиции. – Так их никто не увидит и не услышит!
От неожиданности я даже растерялась и не нашлась, что ответить. Она стала демонстративно командовать, кому куда встать и как говорить. Я смотрела на все это и меня охватывал ужас. Я знала еще по своему школьному детству, как пытались ставить сценки или учить читать стихи некоторые ретивые учителя. Кроме навешивания на ребенка махровых штампов в этом ничего полезного не было.
Нас на занятиях режиссуры учили, как не сделать ребенка заштампованным, как сохранить в нем природную органику, чтобы впоследствии, если бы он выбрал актерскую профессию, он не выглядел бы испорченным самодеятельностью. Это принцип, почти как у врача – «Не навреди!».
Кстати, школьное «выразительное» чтение очень мешало многим абитуриентам при поступлении в театральное училище. Обычно таких сразу заворачивали, потому что не было смысла очищать «талант» от налипшей намертво шелухи.
Учителя, мало понимая законы изложения стихотворного произведения, невольно учили детей, по-сути, тому, как не надо читать стихи. И на моих глазах это стало происходить с моими не испорченными воспитанниками. Время моего занятия вышло, и я выскочила пулей из Прогимназии.
Все последующие дни голова была занята одной мыслью о том, что теперь завучиха в мое отсутствие возьмется репетировать с детьми и я потом ничего не смогу вернуть назад. А еще меня очень обидела фраза с намеком о моей, якобы, профнепригодности. Я не помню ее дословно, но мне дали понять, что, оказывается, я ничего не смыслю в театральных постановках. И это было сказано человеком, абсолютно далеким от мира искусства. От этого было еще больнее.
Я поймала себя на мысли, что это событие напрочь выбило меня из написания сценариев, инсценировок и пьес для постановок в школе. А их нужно было писать, причем срочно. Впереди маячил Новый год с постановкой крупного спектакля на всех учеников начальной и частично средней школы.
Я садилась за компьютер, смотрела в монитор и не могла напечатать ни одного предложения. Это был самый настоящий творческий паралич. И наградила меня им беспардонная баба, ничего не смыслящая в искусстве и детском творчестве.
Вообще, общаясь с детьми с незаштампованным сознанием было очень интересно. Мы, взрослые, даже не замечаем, как невольно внедряем в детское сознание ярлыки. Зайчик – трусливый, лисичка – хитрая, волк – злой и так далее. Дети, не знающие об этом, дают совершенно другие оценки явлениям, событиям и людям.
Однажды перед постановкой сказки о золотой рыбке, я прочитала малышам 3-х, 4-х лет эту сказку. Стали ее обсуждать. И дети мне сказали, что старуха глупая и несчастная. Заметьте, не жадная и алчная! А старик ее любит, поэтому хочет ей сделать приятное. А рыбка просто справедливая. И, если задуматься над этим, то малыши правы! Они не делят персонажей на злых и добрых, они оценивают поступки.
Больше всего меня обижало не уязвленное самолюбие, а то, что моих наивных «мышек» кто-то испортит и пройдется по ним слоновьей поступью. Я поделилась этим с Людмилой. Она все поняла и, возможно, испугалась, что я утратила на какое-то неопределенное время способность к сочинительству. А это уже было довольно серьезной угрозой в нашей работе.
Через два дня я шла на занятие в дошколку с тяжелым сердцем. Даже страшно было представить, что меня могло там ожидать. Но, меня с порога огорошили удивительной новостью! Днем раньше мадаму уволили без объяснения причин и отработки.
Проведя репетицию, я на всех парах помчалась в школу, находящуюся в соседнем здании.
- Люда! А ты знаешь?... – влетела я в наш «аквариум» и не успела даже договорить.
- Знаю! – хитро улыбнулась мне коллега, - Я ничего не делала, я просто всё рассказала Татьяне Петровне. А она сказала, что таких завучей пруд пруди, а хорошего преподавателя театра днем с огнем не сыщешь!
Праздник осени, который показали родителям прямо в зале Прогимназии всем очень понравился. К моему счастью, завучихе не хватило времени испортить моих артистов. Воспитатели мне признались, что после предыдущего занятия она с детьми ничего не репетировала. И мои пупсики были органичны, милы и очень естественны. А это всегда подкупает зрителей.
…
Продолжение тут. Ваши лайки и комментарии помогают каналу развиваться.
Навигатор по каналу «КУЛЁК» ссылки тут.
Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал. До встречи!
Кого интересует, с чего все началось, читайте мои рассказы из цикла "Записки театрального ребенка" тут.
Для более серьезного и несерьезного чтива цикл рассказов "Обезьянообразные" тут.