Найти в Дзене
Стереотипы

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Кристиан Петцольд. Часть 2.

Мы продолжаем говорить о фильмографиях режиссеров авторского и арт-хаусного кино современности. Ничего общего с языком рецензий, только общие данные для удобства поиска.

 Драйлебен: Что-то лучшее, чем смерть(2011)
Dreileben
Драйлебен: Что-то лучшее, чем смерть(2011) Dreileben

2011 г. Петцольд принял участие в необычном проекте вместе с другими двумя режисерами: каждый поставил свою киноверсию одного сюжета. Так получился "Драйлебен: Что-то лучшее, чем смерть" (2011). Здесь разворачивается любовная история молодых людей, одновременно полиция ищет маньяка, который бродит по округе и продолжает творить свои злые дела. Внимание полностью сосредоточено на любовной истории. И мы совершенно теряем прежнего Петцольда: чмоки, сопли, нервы превращают его работу в молодежную драму. Ослабевает позиция стороннего наблюдателя. Но умело сохраняя напряжение режиссер создает вполне приличный для себя фильм.

 Барбара(2012)
Barbara
Барбара(2012) Barbara

После чего он снимает фильм "Барбара" (2012), где обращается к обычной для современной Германии теме - ГДР и все плохое, что с этим связано. Героиня (Нина Хосс) сослана в провинцию за желание покинуть страну. Она по-прежнему стремится осуществить свое намерение и находится под колпаком секретной полиции. Весь этот идеологический антураж не обещал ничего хорошего, но Петцольд блестяще нашел баланс между мрачной драмой и позицией стороннего наблюдателя. Получилась едва ли не самая выразительная его работа.

 Феникс(2014)
Phoenix
Феникс(2014) Phoenix

Затем следует фильм "Феникс" (2014) с участием Нины Хосс, как всегда, весьма удачным участием. Женщина-еврейка возвращается из лагеря, восстанавливает изуродованное лицо, пытается вернуться к мужу, который ее не узнает, но подруга тянет ее переехать в Палестину и бросить проклятую Германию. Сюжетные нюансы зритель узнает сам, но манеру прежнего Петцольда он уже не узнает. Про сдержанную холодную манеру можно забыть. Это традиционное общеевропейское кино на заданную тему. Благодаря своему мастерству Петцольд умело сохранил свой неподражаемый саспенс. Но цель картины - выжимать слезы, сострадать - мало похожа на прежние цели. Судя по всему ему больше не нужен зритель-соавтор. Но трудно обвинить автора в том. что он хочет обрести новую и более массовую аудиторию.

Последовавший затем фильм "Транзит" (2018) - это антиутопия, обращенная в прошлое. Здесь Германия вторгается во Францию, также как в 1940 г, но окружающий антураж современный. Главный герой стремится покинуть Париж и затем уехать в Новый Свет. Содержательно фильм настолько ничтожен, что невольно вызывает встречную реакцию, например, воспринимать его как антиутопию, что дает некоторые результаты. Но каждый зритель сам разберется, стала ли эта картина творческой удачей Петцольда.

 Ундина(2020)
Undine
Ундина(2020) Undine

Последовавшая затем картина "Ундина" (2020) - это, возможно, попытка набраться сил в стилистике нулевых годов. Здесь девушку бросает любимый, она находит другого, и с этим сопряжены события. Петцольд почти восстановил стороннего наблюдателя, но прежние навыки утеряны, а может он просто не хочет их восстанавливать. Получилась молодежная драма с налетом мистицизма, качественно поставленная, но скорее жанр, чем петцольдовская особенная драма-триллер. Больше нет того магического ощущения, как от его ранних картин. Но как войти в одну реку дважды? К тому же репутация Берлинской школы в Германии так и не стала лучше, а Петцольду просто хочется снимать, хоть что-то снимать.

Это была вторая часть фильмографии одного из лучших режиссеров Германии последнего тридцатилетия Кристиана Петцольда. Приятного просмотра.