Прислали мне в комментариях фото Анис-аль-Даула с утверждением, что это истинное её лицо. Анис Аль Даула считалась одной из самых красивых женщин той эпохи и была четвертой женой Насер Ад-Дин шаха.
Давайте немного разберемся.
В 1794 году семья Каджаров взяла полный контроль над Ираном, и восстановили персидский суверенитет над бывшими иранскими территориями в Грузии и на Кавказе. В 1796 году Ага Мохаммад Хан был официально коронован как шах (император или король).
Правители Каджара или гаджара были членами клана каджаров, первоначально сами принадлежавшие к огузской ветви более крупных туркменских народов.
Однозначно можно сделать вывод, что женщины были не очень высокого роста, восточного типа с густыми бровями и признаками пушка над верхней губой. Полнота учитывалась как достоинство женщины. По интернету "гуляют" фото гарема шаха. На фотографиях изображены вовсе не красотки. Именно одно из таких фото мне прислали в комментариях.
Сам шах был очень образованным, и действительно увлекался фотографией с самого детства. Он был реформатором, и во время его правления было введено очень много новшеств. У него было большое количество наложниц, но самой любимой была Анис.
Реальных фотографий в сети Аль Даула нет, но мне удалось найти одно фото.
Наглядно можно определить, что все изображения якобы иранских принцесс не совсем корректны. На фото вы можете увидеть реальные лица женщин, которые отличаются от фото "гуляющих" по интернету. Можно с уверенностью предложить, что на фото "гуляющих" по интернету с подписью иранские принцессы сняты мужчины из театра шаха, которые играют роль женщин.
По приказу шаха Насереддина, который был большим любителем европейской культуры, при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши организовал театр, в котором разыгрывали сатирические пьесы для дворцовой знати. Так как из-за строгости мусульманской страны женщинам было запрещено выступать на сцене, женские роли исполнялись мужчинами. Впервые женщины вышли на сцену в Иране в 1917 году.
Многие исследователи того периода, утверждают, что гарем известного шейха должны были представлять красивые девушки, которые отвечали бы параметрам той эпохи.
Иранская принцесса Анис Аль Даула была красивой женщиной, по мнению многих историков. Утверждается, что у неё было около ста пятидесяти поклонников. Существует подтверждение того, что по шиитским законам в то время, женщинам нельзя было фотографироваться, запрет сняли лишь в 1917 году, уже после смерти Насер Ад-Дин шаха, который правил с 1848 года по 1896 год.
Известно, что придворным фотографом у шейха был русский фотограф по фамилии Севрюгин. Именно его снимки и попали в сеть. Практически все снимки были подписаны. На фотографиях отмечено, что это действительно Даула (Долях неправильное написание имени). Историки отмечают, что именно из-за запрета на фотографию женщин, на всех снимках запечатлены исключительно мужчины.
Почти на всех представленных в интернете фото актёры сняты в странных юбках. Существует реальная история о происхождении этих юбок. Шейху так нравился балет, что он приказал дворцовым портным сшить такие юбки-пачки. Поэтому на фото мужчины в юбках-пачках, но никак не принцессы.
А теперь несколько реальных фото.
Тадж-аль-Салтана или Захра Ханом Тадж эс-Салтане (1884 – 25 January 1936)- самая известная дочь Насер ад-Дин Шаха от его жены Туран эс-Салтане.
Захра Ханом Тадж эс-Салтане была красавицей, феминисткой, писательницей, оставившая воспоминания о жизни при дворе своего отца и после его убийства.
Её рукопись, скопированная Раммат-Аллахом Дади Талекани в 1924 году, хранится в Центральной библиотеке Тегеранского университета. В этой рукописи она описывает свое детство, которое было не очень радужное по её мнению.
Матерью Тадж-аль-Салтаны была принцесса Марьям Туран-аль-Салтана, дочь Сулеймана хана Каджара Мунтаджед-аль-Даула (Хайн-аль-Салтана, III, с. 2010). Ее ранние годы были сформированы благодаря практике королевского андаруна (разделение покоев на общественные и женские). Забота о девочке была поручена кормилице (дая), гувернантке (дада) и воспитателю (лала), и она была разлучена со своей матерью, которую видела дважды в день. Всякий раз, когда ее отец бывал в Тегеране, ее водили навестить его, обычно раз в день. В 1914 году, когда Тадж-аль-Салтана писала свои мемуары, она с горечью и критикой относится к своему раннему детству.
Её доминирующий дискурс о современном воспитании детей был сосредоточен на важности матерей для правильного воспитания детей, включая важность кормления грудью собственных детей. Реформистская пресса, такая как ежемесячный "Бахар" и, что более важно, растущая женская пресса, такая как "Данеш", "Шокуфа" и "Забан-э занан"., регулярно публиковал статьи о новых концепциях воспитания детей. Тадж-аль-Салтана была явно знакома с этими трудами, в которых снова и снова утверждалось, почему женщины должны заботиться о своих собственных детях и как для физического и эмоционального здоровья своих детей, а также ради воспитания современных патриотически настроенных граждан, старые привычки поручать младенцев кормилицам и другим должны быть заменены научными методами материнства (Наджмабади, 1998). Разделы ее мемуаров перекликаются со статьями, опубликованными в журналах Irān-e now и Bahār на эти темы.
В возрасте семи лет Тадж-аль-Салтана начала получать начальное образование в королевской школе. У нее были частные наставники, о некоторых из которых она довольно подробно рассказывает в своих мемуарах . О её знакомстве с персидской и европейской литературой и историей свидетельствует стиль ее прозы и содержание ее мемуаров. Она также научилась играть на фортепиано и таре, а также рисовать и вышивать.
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что на фотографиях "гуляющих" по интернету вовсе не принцессы, а мужчины, которые играли роль принцесс.
Источники:
Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography: Desirous Bodies by Staci Gem Scheiwiller, Routledge, 2016.
Реальные фото некоторых принцесс вы можете посмотреть здесь. На фото авторские права.
http://www.qajarpages.org/qajwomen.html
The Qajar (Kadjar) Pages