Найти в Дзене

Критика нового поколения. Часть вторая

Что такое «Полёт разборов», в чём его уникальность?

-2

Продолжение.

Но относительно недавно, а точнее в сентябре 2014 года, появился многообещающий и перспективный литературно-критический проект с характерным названием «Полёт разборов». Его основатели, культуртрегеры Борис Кутенков и Марина Яуре, сделали ставку на профессионализм и громкие, хорошо известные в мире литературы имена поэтов и критиков. Очень ценно, что «Полёт» ориентирован не только на молодых, начинающих авторов, но и на уже маститых, состоявшихся в литературе поэтов. Это делает проект, предполагающий еще и наличие зрителей, фактически универсальным, отвечающим ключевым требованиям современной культуры — публичности, доступности и профессионализму. Проект недоступен только для графоманов, и в этом его безусловное преимущество.

В разное время в проекте в качестве критиков участвовали Ольга Балла, Ирина Роднянская, Валерий Шубинский, Лев Оборин, Юлия Подлубнова и т.д.

Среди авторов были Евгения Баранова, Ростислав Амелин, Катя Капович, Александр Переверзин, Дмитрий Гаричев. Этих имён уже достаточно для того, чтобы отнестись к проекту в высшей степени доверительно. Случайных людей, как с обсуждаемой, так и с обсуждающей стороны, здесь просто нет и не может быть.

Полет Разборов. Общий вид // Формаслов
Полет Разборов. Общий вид // Формаслов

Чтобы не быть голословной, скажу, что мое отношение к проекту выстраивалось преимущественно на основании личного опыта участника Полёта разборов — мне посчастливилось стать обсуждаемым автором в 62 выпуске, проводимом в дистанционном формате. Увы, это был предпоследний выпуск, в котором участвовала Людмила Геннадьевна Вязьмитинова. Именно её присутствие придало лично для меня всему действию особо доверительную и тёплую интонацию. Когда Людмила делилась своими впечатлениями о моём выступлении, более всего мне запомнились эти её слова, которые считаю очень важными и нужными для себя: «От стихов Елены Севрюгиной хочется жить».

И как же сейчас хочется сказать: «Людмила Геннадьевна, живите, и радуйте нас своими словами и статьями». Но, увы, эти слова опять приходят в тот момент, когда уже слишком поздно и ничего нельзя изменить…

Но немного отвлекусь от грустной темы и расскажу о своих впечатлениях в целом. То, что сразу и безоговорочно подкупает в работе нынешних ведущих проекта Ростислава Русакова, Вероники Третьяк и Бориса Кутенкова, можно определить как инновационность и широту взгляда в сфере критического разбора. Эта молодая, дерзкая, мегаталантливая команда фактически создала критику будущего. Условно я бы назвала её критикой перспективы или открытия. Если вдуматься, Полёты нередко открывают новые имена, дают по-настоящему талантливым людям уникальную возможность быть услышанными профессиональной литературной средой и в итоге занять достойное место в литературном процессе.

Это действительно полёт, где автор рассматривается не под литературоведческой лупой, исследующей только язык и стиль как техническую составляющую творческого процесса, а через телескоп будущего, видя себя во всём потенциале возможностей. Если автор достаточно умён и не страдает синдромом звёздной болезни, то после такой критики он, возможно, серьёзно задумается или даже кардинально пересмотрит своё творчество. Он увидит, каким смог бы стать при желании и работе над собой.

Инновационность проекта ещё и в том, что обсуждению подвергается даже не конкретная поэтическая подборка — анализируется образ автора, реальный и потенциальный, определяется возможность его дальнейшего существования в мире большой литературы. В качестве одного из решающих факторов успешности автора нередко исследуется его способность полноценно существовать в реалиях современности, адаптировать свой поэтический голос к её насущным языковым и мировоззренческим требованиям. Пожалуй, главным тезисом Полёта разборов может стать утверждение такого рода: для того чтобы стать подлинным творцом — недостаточно просто хорошо писать, надо писать не так, как это делают другие. Способность к созданию собственной поэтики и своего оригинального авторского высказывания — вот ключевой ориентир участников проекта. Вот к чему в конечном итоге должны прийти и почти всегда приходят обсуждаемые на данном проекте авторы.

На такую критику не обижаются, поскольку её главное назначение — превратить хорошего поэта в большого поэта, а большого поэта — в великого и на все времена. И это не просто громкие слова — есть официальная статистика, есть имена тех, кто после подобных обсуждений получил путёвку в большую литературу. Достаточно назвать Василия Нацентова, Ростислава Ярцева, Марию Затонскую и многих других. Кстати, немаловажно, что участникам дана возможность пробовать себя в разных ролях — не только поэта, но и критика. Этот разносторонний опыт становится своеобразной школой, воспитывающей в авторе способность быть не только писателем, но и читателем.

О критиках Полёта Разборов следует сказать отдельно. Формат мероприятия предполагает, что рекомендованный для обсуждения поэт участвует в дискуссии и получает устные рекомендации и отзывы от всех желающих, включая зрителей. Помимо этого, критики пишут развёрнутые рецензии на каждого из участников. Обе части этого разбора — и устная, и письменная — проводятся на высшем уровне. Слаженно и в высшей степени профессионально работающая команда ведущих в составе Бориса Кутенкова, Ростислава Русакова, недавно от нас ушедшей Людмилы Вязмитиновой и Вероники Третьяк всегда показывала мастер-класс продуктивного творческого диалога, в котором пассивных сторон просто не остаётся. Ты поневоле вовлекаешься в этот процесс, и тебя уносит филологическая музыка слов — умных, грамотных, в основе своей справедливых.

Что касается письменных рецензий, то пишутся они подлинными профессионалами своего дела, чьи имена на слуху, чьи достижения и достоинства не вызывают сомнений. Слушая и читая их, перестаёшь понимать, где собственно заканчивается поэзия и начинается проза. Всё происходящее становится единым актом вдохновенной работы творческих и близких по духу людей. Здесь критика — подлинное искусство, заслуживающее отдельного разговора. Приведу для примера небольшой фрагмент чудесного отзыва Ольги Балла о подборке стихотворений Евгении Юдиной: «Первое, что бросается в глаза: автор крайне экономно расходует речевые средства, почти не позволяя себе языковых вольностей, и экспериментов автор себе почти не позволяет, предпочитая изъясняться сдержанно до осторожности, почти до скупости, употребляя слова в строгом соответствии с их словарными значениями. Это — тексты, (принципиально) бедные красками, но богатые воздухом, пространством и движением. Язык в них — по видимости прозрачный, сдержанный, как будто не претендующий на самоценность и призванный только наводить взгляд на сущность вещей — на самом деле выстроен тонко, с внимательным подбором звуков».

Если учесть, что практически все рецензии пишутся на таком высочайшем вдохновенном уровне, то можно не сомневаться — перед нами чудо и открытие современной литучёбы.

Полёт разборов — это творческий акт в действии, магия и шаманизм, превращающий поэта в творца, критика — в чародея, дарующего ему силу и веру в себя. Это для многих авторов и первый опыт приобщения к общественному мнению, к публичным выступлениям. Отчасти это можно сравнить с театральной студией перед поступлением в Щукинское училище или во ВГИК, либо с профессиональным факультативом перед экзаменом. А ещё это обряд инициации — подготовка перехода автора в мир большой, серьёзной литературы, где всё будет по гамбургскому счёту. В этом смысле организаторы проекта выступают ещё и в роли психологов — делают этот переход более мягким и комфортным для автора, чьё имя уже оказывается на слуху и чей статус после выступления неминуемо повышается.

Но если кто-то думает, что полёт заканчивается сразу после процесса обсуждения, то он глубоко неправ — настоящий полёт начинается после, когда страсти улеглись, и автор уже чётко осознал, в какую сторону ему лететь дальше. Это период осмысления полученного опыта и написания новых, возможно, гениальных стихов.

Всех дерзких, талантливых, молодых и не очень авторов с нетерпением ждут на Полёте разборов его организаторы и ведущие Борис Кутенков, Ростислав Русаков и Вероника Третьяк. А место и время встречи нельзя изменить — один из выходных, 15.30, Zoom

Числа проведения мероприятия следует уточнять у организаторов, у них же брать подборки обсуждаемых авторов и ссылки на онлайн-конференцию.

Елена Севрюгина

Критика нового поколения. Часть первая

Читать полностью в журнале "Формаслов"

-4