Найти тему
Вещь

И не стыдно? Как дизайнеры копируют чужие идеи

— Над будущим столом крепим оригинальный светильник! - радостно сообщает закадровый голос программы "Квартирный вопрос". - Семь подвесов с цветными деревянными плафонами и бахромой. Он сделан на заказ специально для этого интерьера.

Фрагмент программы "Квартирный вопрос"
Фрагмент программы "Квартирный вопрос"

Какие угодно эпитеты можно было отнести к этому светильнику, но только не оригинальный. Потому что оригинальный в прямом смысле слова принадлежит произведению итальянского дизайнера Марко Зито, который придумал его для компании Масиеро.

Фото автора. Подвесной светильник Марко Зито, производит компания Масиеро.
Фото автора. Подвесной светильник Марко Зито, производит компания Масиеро.

В смете программы "Квартирный вопрос" скопированный светильник стоит 30 тыс. рублей. Он сделан из дерева. А цена оригинального итальянского почти полторы тысячи евро или 130 тыс. рублей. Он из металла и венецианского стекла, которое очень точно создает иллюзию бахромы.

Понятно, почему дизайнер "Квартирного вопроса" пошел на такой грубый копипаст. Смета поджимала. Оригинальный было не потянуть, поэтому сделали абсолютно такой же из более дешевых материалов.

Авторские права? Что это?

Надо признать, что это весьма распространенная практика, хоть и не честная. Получается, что предметный дизайнер никак не может защитить свое произведение от копирования.

Более того, в Китае целые фабрики работают на то, чтобы наштамповать плагиат. Так повелось, что авторские права могут защитить только произведение, которое точь-в-точь копирует, использует те же материалы. Но сделай такой же внешний вид с размерами, цветом, но возьми дерево вместо металла и бахрому вместо стекла, и это как будто уже другой светильник. Несправедливо? Но автору практически никак не защититься.

В России такая беда слепого копирования просто повальная. Некоторые дизайнеры разрабатывая концепцию интерьера делают визуализации для клиентов. И ставят в свои проекты готовые 3D-модели из бесплатных библиотек мировых статусных производителей. Клиенту все нравится, ну
еще бы, это ведь самый топ предметного дизайна, а потом выясняется, что диван с визуализации стоит полтора миллиона рублей. Что делать? Закажем в мастерской в Капотне. Внешний вид такой-же, но качество, разумеется, не сравнится.

Слева - копия, а справа оригинальные обои. Согласитесь, схожесть до степени смешения. Телеграм-канал https://t.me/murdiz
Слева - копия, а справа оригинальные обои. Согласитесь, схожесть до степени смешения. Телеграм-канал https://t.me/murdiz

Какое может быть порицание? Только осуждение участников рынка. В России в телеграме есть канал, который выносит порицание таким дизайнерам. И в инстаграме появился аккаунт, который осуждает такое вольное обращение с авторскими правами. Ему всего-то 13 недель, но уже больше 20 с лишним тысяч подписчиков. Потому что пишет о том, что удивляет многих. К примеру, из недавнего.

Карточка из инстаграма @designwithincopy
Карточка из инстаграма @designwithincopy