Самой важной причиной, которая заставила меня написать всё, что я здесь опубликовал, является неточность слов. Мне постоянно приходилось всё, что я читаю, переформулировать так, чтобы снизить количество возможных игр разума со смыслом. И, чем дальше вела меня практика, тем меньше меня устраивали формулировки, которые встречались мне в доступных источниках. Например, мне всегда не нравились слова о том, что человек, находящийся в балансном состоянии, проживает свои мысли, как бы находясь сознанием в стороне. Позволяет им проплывать мимо него, и всё такое, я не помню точно этой расхожей формулы. И это умение находиться сознанием в стороне — тренируемый навык, что обычно подчёркивается.
На упрощённом английском языке, с которого всё подобное переводится на русский, это звучит ещё более однозначно: вот берег воображаемой реки, вот некто "ты", вот по реке плывут мысли, и вот ты на них смотришь. И по форме вроде бы это всё так и есть. Вот только, если излагать эту мысль без смысловой подводки к ней, то любой разум, живущий в социуме, поймёт только то, что достаточно тренировать отстранённость — и всё у тебя получится. А также никак из подобных формул не следует ключевая важность твоих мыслей для тебя и твоей практики (её и не было во времена составления оригинальных практик). В связи с чем мы имеем постоянный приток всё новых инвалидов с цветистыми нарушениями адаптации к среде проживания, ставших таковыми от ошибок в практике. Упорство, приложенное к форме цели, а не к её сути, обычно и результирует в травмы.
Чтобы чужие слова, да ещё переведённые с языка, не предназначенного для трансляции таких сведений, не вводили тебя в заблуждение, лучше всегда заходить на их понимание через восприятие Мира как единого и неделимого Потока событий, связей, перемены связей и т.д. Без определения такой начальной точки концентрации ты будешь концентрироваться на формальной стороне описанной формулы или практики, т.е. изображать, а не выполнять. С самыми лучшими намерениями, разумеется. Собственно, за тем и нужны наставники, чтобы тащить неофитов мимо необходимости формировать себе опору своим отточенным разумом: во времена, когда создавались и доводились до ума методики, попадающие сейчас в инфополе в переводах и пересказах, общественный запрос на то, что надо тренировать собственный ум и постоянно им пользоваться, отсутствовал. Скорее, даже наоборот: до самого недавнего времени в любом обществе ценилась опора на сложившиеся смыслы, ценности, способы, подходы.
Те времена прошли и уже не вернутся, поскольку человечество уже повзрослело, и оттого наша среда обитания тоже изменилась. Теперь она ставит вопрос ребром: ты или по-настоящему пользуешься всем доступным тебе собственным умом, или ты больной, несчастный и, скорее всего, зависимый от чего попало, и любишь, что положено. Отсюда и необходимость подробно и тщательно разбирать формулировки: ведь, кроме собственного разума, опоры-то надёжной теперь у человека и нет, поскольку опоры в виде традиционных схем поведения и сводов правил для них в нынешних обстоятельствах приведут тебя как раз к зависимости и потраченной жизни. Причина в смещении среды давления на человека целиком в ментальный план, т.е. прежде всего в инфополе: его плотность такова, что ты в нём или имеешь собственную опору, созданную своим разумом, либо имеешь её имитацию из готовых блоков, подхваченных с первой же полки информационного мега-маркета. Казалось бы, а что изменилось? Изменилось то, что внешние опоры стали на 100% манипулятивными (среда давления, помнишь?), а всё по-настоящему традиционное никак не поможет в ситуации, когда по умолчанию твоя реальность целиком расположена в информационном пространстве. Собственно, все эскаписты и изоляционисты бегут, по сути, в хорошо известные обстоятельства, в которых можно не напрягать свой разум, а достаточно дать работу рукам и ногам.
(Напомню про внешнее давление: оно является постоянным свойством нашего Мира относительно всех живущих в нём и является тем, за счёт чего из небытия через жизнь рождается Сознание. Ну То Самое, которое то с прописи пишут, то Истинным называют, то Божественным, то ещё как. Вот оно рождается от разницы между Счастьем и нарастающим давлением обстоятельств, справиться с которым и понять правила его работы можно только через осознанность.)
С формулировками про отстранённость, к которым приложен подход к бытию как к неделимому Потоку, получится примерно вот как:
Любые мысли являются самой тканью, из которой состоит Поток событий. Ты сам, как череда событий в этом Потоке, ими и являешься. Мысли — это события в твоей жизни, а ты и есть сумма событий. Пришедших за тобой самостоятельно или втянутых тобой в твою жизнь из-за убеждённости в том, что они тебя должны касаться — неважно (на самом деле важно, даже очень, но не в рамках этой темы).
Разумеется, то же самое касается и эмоций, и верований.
Получается, что мысленные конструкции — это некие завихрения Потока, который всё равно остаётся собой, но в той части, которая "ты", возникают всякие эффекты. И вот, если ты углубишься в осознание этой картины, для тебя станет очевидно, что ты есть Поток, но ты есть и турбулентность. Мало того, то, из-за чего она возникает в Потоке, и есть твоя "личность", а все практики сводятся к тому, чтобы Поток происходил без препятствий.
Вот это (или подобное) понимание и будет твоей мотивационной опорой в практике.
С таким пониманием тебе будет легко смотреть на всё, что ты переживаешь вне осознанности, как на фигуры искажений Потока. Тебе, таким образом, будет удобно видеть всё, что ты когда-то называл "я". В себе или в ком угодно — всё равно. Да, в итоге по форме и получится так, что можно будет художественно сказать про реку и философа на её берегу. Но, если зайти с сути, то беспомощность формы по сравнению с её содержанием будет очевидна.
Важны те возможности, которые даёт описанный способ понимания чужих формулировок через соотнесение их с осознанием Потока:
- Пользуясь опорой на Поток, ты всегда можешь получить из чужой формулировки свою собственную, максимально комфортную именно в это время и именно для тебя, опору и точку концентрации. И всё это безо всяких "но" и прочих компромиссов. Надо ли пояснять пользу от таких опор? Ведь в процессе практики пользоваться только генеральными точками концентрации бывает сложнее, чем ими же, но приложенными именно к тому, с чем ты работаешь в себе прямо сейчас.
- Тебя становится очень сложно обмануть словами. Но только в том, что важно.
- Ты всегда видишь пустозвона и человека, который говорит дело. Даже если они совершенно не подразумевали такой своей роли.
- Ты сразу выходишь за пределы слов и поэтому получаешь доступ к реальной опоре, к которой потом можешь спокойно возвращаться, если потеряешься. А одиночный практик постоянно теряется, это для нас норма и часть практики.
- Опираясь на Поток, ты не нанесёшь себе вреда. В любом ином случае твоя практика будет сводиться к ограничению того, что ты в себе видишь и с чем знаком, того, что ты вообще в состоянии ограничивать и модифицировать (читай — коверкать, потому что расправлять и выпрямлять означает действовать с опорой на Поток).
- В конкретном случае обращения с потоком мыслей, тебе с самого начала будет ясно, что разбирать их на составляющие для понимания и "курощания" будет не полезно, мягко говоря. Вообще, разбирать что-то на части, чтобы потом ещё что-то с ними по очереди делать, чтобы потом перестать применять — будет тебе казаться довольно идиотской идеей по сравнению с опорой на Поток. И ты удивишься, когда поймёшь, какое количество всяких "практик" и "школ", одобряемых в обществе, посвящены подобным задачам. Думаю, ты сумеешь заново оценить мои слова о тотальном отсутствии внешних надёжных опор для адекватного восприятия реальности.
- Ты всегда будешь знать, что практика не есть бесконечные попытки зафиксировать себя в каком-то состоянии, опираясь на формальные признаки. Практика есть воплощение того, что ты осознаёшь, т.е. перевод твоей осознанности в плотный мир, проживание. Осознать сравнительно легко, первичное осознание вполне достижимо через понимание сути на уровне здравого смысла. Вот сколько ты понял — столько и вносишь в свою ежедневную жизнь. А дальше всё происходит автоматически: если ты выполнил всё, что осознал, тебе сразу же прилетает следующая стадия осознания. Сама, её надо не искать, а суметь не профукать. И ты начинаешь воплощать уже всё вместе. И так раз за разом, пока практика не кончится сама.
Поэтому я постоянно напоминаю: практика — как любовь: на неё нельзя выделять время, иначе это будет подделка. Ты либо практикуешь, либо нет. Коврик правильного цвета и священные песочные часы для практики не нужны. Они нужны имитаторам.
Напоследок напомню способ чтения текстов, требующих полного осознания (например, Дао Дэ Цзин): ты берёшь первое слово или словосочетание, подтягиваешь к нему все известные тебе смысл и коннотации. Удерживая всё это во внимании, читаешь второе слово, делаешь с ним то же, а потом объединяешь слова и подтягиваешь все возможные значения и связи в их сочетании. И так — до конца.