Найти тему

Некоторые начальные реформы правления халифа Хасана

Некоторые начальные реформы правления халифа Хасана
Некоторые начальные реформы правления халифа Хасана

Досточтимый Хасан подготовил специальный текст присяги. Он сообщил, что не следует выдвигать ему условий, он не примет никаких требований. Он потребовал присягнуть чтобы его слушались и в условиях войны, и в условиях мира.

Это требование показывает, насколько он был дальновидным лидером. Упомянув и о войне, и о мире в присяге Хасан сумел убедить и сторонников войны, и сторонников мира. Таким образом, имам был в курсе общих настроений в Куфе.

Хасан увеличил жалование воинам на сотню дирхемов. Вместо положенных 500 дирхемов он увеличил до 600 или й йтем, кому полагалось 900 дирхемов, увеличил жалованье до 1000 дирхемов. Или же каждому воину поначалу выплатил 100 дирхемов. Затем, когда он увидел, что кто-то выполняет свои обязанности хорошо тому добавлял еще 100 дирхемов. И таким образом все продолжалось.

  • Это было первым делом, который сделал имам Хасан, став халифом. И уже следующие халифы брали с него пример в этом вопросе. (Шарх-у Нахджу’л Балага, Ибн Аби’л Хадид, т. 4, с.12)

Он утвердил приказ о казни двоих, которые шпионили для Муавии. И этим поступком он удержал многих их жителей Басры и Куфы от мыслей бунта и смуты.

Шейх Муфид говорит следующее по этой теме:

«Когда до Муавии дошла весть, что мученически убит повелитель правоверных Али и люди присягнули имаму Хасану бин Али, то он в тайне отправил одного человека из племени Химйар в Куфу, а одного человека из племени Бани Кайн послал в Басру. Он приказал им писать ему о происходящем и сеять смуту и мятежи. Как только имам Хасан узнал об этом, он приказал схватить обосновавшегося в доме мясника химйарийца и казнить. Также он написал письма в Басру и приказал схватить шпиона из племени Кайн, который попытался затеряться среди племени Бани Сулайм, и казнить его». (Макатилу'т-Талибийин», с. 33)

Абу'л Фарадж Исфахани привел похожее предание и далее сообщил следующее:

«Хасан написал Муавии следующее письмо: «...Ты послал ко мне своих шпионов, видимо, ты хочешь со мной встретиться. В этом у меня нет сомнений! В таком случае близок тот день, ожидай моего прихода. Я слышал, что ты обрадовался вещая, которым не радуются обладатели разума и сделал это поводом для насмешек (указание на то, что Муавийа обрадовался мученической смерти Али). Твое положение лучшего всего иллюстрирует следующее стихотворение:

Скажи тому, у кого умер враг,

И ты будь в готовности, будто тебя настигла такая же судьба,

Мы такая община, то умерший из нас

Подобен тому, кто в своей постели провел ночь в ожидании утра».

Те же события в труде под названием «Макатилу'т-Талибийин» описываются следующим образом:

«...Когда Муавийа узнал о том, что имам Али умер и люди присягнули Хасану, отправили одного из племени Химйар в Куфу, а другого из племени Бани Кайн в Басру. Эти агенты должны были сообщать о происходящем и мешать имаму в его делах.

Имам Хасан узнал об этом заговоре и приказал выдворить из Куфы представителя племени Химйар и казнить его. Вместе с этим он написал в Басру об шпионе из племени Бани Кайн и потребовал забрать его из племени Бани Сулайм. Вывести его из города и казнить».

Такие поступки давали ясно понять Муавии, что ему угрожает война. Муавия это хорошо понял, и в своем письме Хасану в скрытой форме предлагал заключить мир и в случае присяги ему он обещал имаму Хасану передать право на трон. В ответном письме имама мы видим, что он не обратил даже внимания на его предложения, таящие в себе коррупционную составляющую.

Ответ имама был следующий: «И так... Твое письмо дошло до меня. Я не стал отвечать тебе на твое письмо, опасаясь, что ты восстанешь и перейдешь к нападениям. Следуй Истине... Ты знаешь, что я из обладателей истины. Прощай!». (Макатилу'т-Талибийин», с. 38)

С первых дней, как Хасан стал халифом, несмотря на настойчивые предложения окружения начать войну, он всячески оттягивал начало войны. И это было очень верное решение.

С помощью писем и посланий он подготовил подборку доказательств заблуждений Муавии. Эти документы раскрывали истинное лицо Муавии и доказывали, насколько был прав Хасан в своем стремлении войны с Муавией.

Др. Хайдар Баш

Источник: Др. Хайдар Баш. "Имам Хасан"