Досточтимый Хасан подготовил специальный текст присяги. Он сообщил, что не следует выдвигать ему условий, он не примет никаких требований. Он потребовал присягнуть чтобы его слушались и в условиях войны, и в условиях мира.
Это требование показывает, насколько он был дальновидным лидером. Упомянув и о войне, и о мире в присяге Хасан сумел убедить и сторонников войны, и сторонников мира. Таким образом, имам был в курсе общих настроений в Куфе.
Хасан увеличил жалование воинам на сотню дирхемов. Вместо положенных 500 дирхемов он увеличил до 600 или й йтем, кому полагалось 900 дирхемов, увеличил жалованье до 1000 дирхемов. Или же каждому воину поначалу выплатил 100 дирхемов. Затем, когда он увидел, что кто-то выполняет свои обязанности хорошо тому добавлял еще 100 дирхемов. И таким образом все продолжалось.
- Это было первым делом, который сделал имам Хасан, став халифом. И уже следующие халифы брали с него пример в этом вопросе. (Шарх-у Нахджу’л Балага, Ибн Аби’л Хадид, т. 4, с.12)
Он утвердил приказ о казни двоих, которые шпионили для Муавии. И этим поступком он удержал многих их жителей Басры и Куфы от мыслей бунта и смуты.
Шейх Муфид говорит следующее по этой теме:
«Когда до Муавии дошла весть, что мученически убит повелитель правоверных Али и люди присягнули имаму Хасану бин Али, то он в тайне отправил одного человека из племени Химйар в Куфу, а одного человека из племени Бани Кайн послал в Басру. Он приказал им писать ему о происходящем и сеять смуту и мятежи. Как только имам Хасан узнал об этом, он приказал схватить обосновавшегося в доме мясника химйарийца и казнить. Также он написал письма в Басру и приказал схватить шпиона из племени Кайн, который попытался затеряться среди племени Бани Сулайм, и казнить его». (Макатилу'т-Талибийин», с. 33)
Абу'л Фарадж Исфахани привел похожее предание и далее сообщил следующее:
«Хасан написал Муавии следующее письмо: «...Ты послал ко мне своих шпионов, видимо, ты хочешь со мной встретиться. В этом у меня нет сомнений! В таком случае близок тот день, ожидай моего прихода. Я слышал, что ты обрадовался вещая, которым не радуются обладатели разума и сделал это поводом для насмешек (указание на то, что Муавийа обрадовался мученической смерти Али). Твое положение лучшего всего иллюстрирует следующее стихотворение:
Скажи тому, у кого умер враг,
И ты будь в готовности, будто тебя настигла такая же судьба,
Мы такая община, то умерший из нас
Подобен тому, кто в своей постели провел ночь в ожидании утра».
Те же события в труде под названием «Макатилу'т-Талибийин» описываются следующим образом:
«...Когда Муавийа узнал о том, что имам Али умер и люди присягнули Хасану, отправили одного из племени Химйар в Куфу, а другого из племени Бани Кайн в Басру. Эти агенты должны были сообщать о происходящем и мешать имаму в его делах.
Имам Хасан узнал об этом заговоре и приказал выдворить из Куфы представителя племени Химйар и казнить его. Вместе с этим он написал в Басру об шпионе из племени Бани Кайн и потребовал забрать его из племени Бани Сулайм. Вывести его из города и казнить».
Такие поступки давали ясно понять Муавии, что ему угрожает война. Муавия это хорошо понял, и в своем письме Хасану в скрытой форме предлагал заключить мир и в случае присяги ему он обещал имаму Хасану передать право на трон. В ответном письме имама мы видим, что он не обратил даже внимания на его предложения, таящие в себе коррупционную составляющую.
Ответ имама был следующий: «И так... Твое письмо дошло до меня. Я не стал отвечать тебе на твое письмо, опасаясь, что ты восстанешь и перейдешь к нападениям. Следуй Истине... Ты знаешь, что я из обладателей истины. Прощай!». (Макатилу'т-Талибийин», с. 38)
С первых дней, как Хасан стал халифом, несмотря на настойчивые предложения окружения начать войну, он всячески оттягивал начало войны. И это было очень верное решение.
С помощью писем и посланий он подготовил подборку доказательств заблуждений Муавии. Эти документы раскрывали истинное лицо Муавии и доказывали, насколько был прав Хасан в своем стремлении войны с Муавией.
Др. Хайдар Баш
Источник: Др. Хайдар Баш. "Имам Хасан"