В начале июня 1808 года Артур Уэлсли готовил экспедицию в Венесуэлу против испанских колоний. Тем не менее, он обращал пристальное внимание на события, разворачивающиеся на Пиренейском полуострове, и заваливал Каслри, министра по делам войны и колоний, предложениями отложить экспедицию и сосредоточить британские войска в Гибралтаре.
14 июня в Лондон прибыла испанская делегация графа Торено, на официальном уровне запросившая помощи против Наполеона. По слухам, приходящим из Лиссабона, французская армия Жюно насчитывала всего лишь 5 000 солдат. Высадка в Португалии обещала быть легкой прогулкой, с которой, по мнению Конной Гвардии, способен справиться даже столь юный сипайский генерал Артур Уэлсли. В британской армии, где иерархия офицеров определяется датой получения ими звания и младший не может командовать старшими, Уэлсли занимал 4е с конца место в списке из более чем 130 генерал-лейтенантов и не мог рассчитывать на какие-либо значительные самостоятельные операции. Тем не менее, британские чиновники хотели как можно скорее высадиться на Полуострове, поэтому герцог Йорк поддержал идею Каслри немедленно отправить в Португалию уже собранные войска Уэлсли.
Однако практически в день отплытия Лондон получил известие, что армия Жюно насчитывает более 20 000 солдат. Небольших сил Уэлсли и Спенсера в Гибралтаре не хватало для сопротивления французам, поэтому было решено отправить в Португалию дополнительные войска. Армия разрасталась до нескольких дивизий, победа над Жюно сулила славу и хорошие призовые, поэтому Конная Гвардия не могла допустить, чтобы главнокомандующим в кампании остался выскочка Уэлсли.
Но этот генерал уже отплыл, вернуть его и лишить командования дивизией не представляется возможным, да и не хотелось бы допустить ссоры с Каслри. Нужно было срочно найти старшего генерал-лейтенанта, который, желательно, имеет действительный боевой опыт, мозги и понимание, как проводить крупные операции. Такие люди в британской армии были редки. К счастью для Конной Гвардии, из Швеции как раз вернулся популярный и талантливый Джон Мур. К несчастью, во время службы на Сицилии и в Швеции он успел крепко повздорить с министром иностранных дел Каннингом по вопросам внешней политики, назвать того "мошенником и тупицей" и тем самым значительно усложнить себе жизнь. Назначить Мура главнокомандующим - поссориться с МИДом, чего Конная Гвардия очень не хотела.
Но Мур необходим - с ним есть шанс победить Жюно и не запороть многообещающую кампанию. Пусть будет вторым-в-командовании, Каннинг этим удовлетворится. И снова нужно найти старшего генерала, желательно, знакомого с политической ситуацией на Полуострове и имеющего представление об этом ТВД. Самым очевидным кандидатом был старый знакомый герцога Йорка Хью Далримпл, губернатор Гибралтара и 13й в списке генерал-лейтенантов. Его боевой опыт, правда, оставлял желать лучшего - за 45 лет карьеры всего год полевой службы в 1793 во главе гренадерского батальона. Но командовать-то на самом деле будет Мур, а Далримпл постоит в сторонке. Что же может пойти не так?
Хорошо, главнокомандующего утвердили. Но на этом проблемы не закончились. Почта до Гибралтара идет долго, Далримплу нужно время, чтобы добраться до места сбора и войти в курс дела, а организовывать высадку на Полуострове следует немедленно. А значит, требуется какой-нибудь временный главнокомандующий, который может быстро отправиться в Португалию и предотвратить главенство Мура. В армейском списке между Далримплом и Муром 74 генерала, из них лишь 31 на действительной службе. Большинство - в разных колониальных гарнизонах и не доступны для решения возникшей проблемы. Выбор резко ограничен. К счастью, в Лондоне находится Гарри Баррард, командующий the 1st Guards, благожелательный к Муру и совершенно не претендующий на самостоятельное командование. А это очень важно, потому что послужной список Баррарда весьма печален - в 1796 во Фландрии командовал бригадой, попавшей в плен и освободившейся в 1799. Но вся черновая работа на Муре, Баррард не должен доставить ему каких-либо значительных трудностей.
Итак, генералы назначены, роли расписаны. Далримпл - главнокомандующий, от которого требуется прибыть в Португалию и свалить всю работу на Мура, желательно, никак тому не мешая. Баррард - заместитель Далримпла, командует на время его отсутствия и не дает Муру захватить власть над армией до приезда главкома. Мур - мозг и движущая сила операций, выполняет всю грязную работу. Уэлсли - дивизионный генерал, слушается приказов Мура, авось, никак не напортачит.
Возможно, эта идея и сработала бы. Четыре генерала соединились бы на Полуострове и вместе начали операции согласно своим обозначенным ролям. Но в дело вмешались непредвиденные обстоятельства - младший, Уэлсли, отказался мириться со своей участью. Две его личные победы, Ролиса и Вимейру, одержанные до высадки Мура и Далримпла, нарушили все планы Конной Гвардии. Проявившаяся во всей красе некомпетентность Баррарда и Далримпла привела к Конвенции Синтры и дальнейшему трибуналу.
Автор - Ирка Будникова