Найти в Дзене
В поисках себя

Основные принципы организации и проведения интервью (памятка)

Эта статья будет полезна студентам психологической специальности.

Качественное исследовательское интервью на тему «Проблем адаптации личности в социальной среде»

Семь этапов исследования с помощью интервью

1. Выбор темы. Формулирование цели исследования и описание концепции исследуемой темы еще до начала интервью. На вопросы «почему» и «что» следует ответить еще до того, как задавать вопрос «как», то есть выбирать метод исследования .

2. Планирование. Прежде чем начинать интервьюирование, спланируйте все исследование, беря в расчет все семь этапов. Планирование производится для того, чтобы достичь знания, к которому вы стремитесь, и при­нять во внимание моральные аспекты исследования.

3. Интервьюирование. Проведение интервью по схеме, с осознанным под­ходом к искомым знаниям и межличностным отношениям в ситуации ин­тервью.

4. Расшифровка. Подготовка материалов интервью к анализу, который обычно включает расшифровку и перевод из устной формы в письменный текст.

5. Анализ. Основываясь на цели и теме исследования, а также на природе материалов интервью, следует решить, какой метод анализа годится для данных интервью.

6. Верификация (проверка). Убедитесь в обобщенности, надежности и влидности ваших открытий. Надежность относится к однородности ре­зультатов, а валидность результатов означает, что в процессе проведения ис­следовательских интервью изучалось именно то, что вы намерены были изучать.

7. Написание отчета. Изложите ваши исследовательские находки и исполь­зованные методы так, чтобы форма изложения отвечала критериям научно­сти, были учтены этические аспекты исследования, а конечный продукт был читабелен.

Осознанное согласие предполагает информирование респондентов об общих целях исследования и основных пунктах плана, так же, как и обо всех возможных потерях и выгодах от участия в исследовании. Конфиденциальность в исследовании предполагает, что личные данные, идентифицирующие респондента, не обнародуются. Этический принцип блага означает, что риск нанесения вреда респонденту должен быть минимальным.

Тема «Проблемы адаптации личности в социальной среде»

Проблема исследования: какие факторы мешают личности адаптироваться в социальной среде и каким путем их можно устранить?

Цель исследования – найти факторы, влияющие на социализацию и поиск решений для благополучной адаптации личности.

Задачи исследования:

· Выявить признаки нарушения адаптации в социальной среде

· Выявить факторы, влияющие на адаптацию в социальной среде

· Выявить личностные качества, которые могут стать причиной нарушения адаптации в социальной среде

· Выявить последствия, которые отражаются на жизни личности

· Поиск решений, которые могут помочь личности для благополучной адаптации в социальной среде.

Типы выборок: метод фильтрующего опроса.

Критерии выбора:

· подавленное настроение;

· устойчивое тревожное состояние;

· депрессии и внутренние переживания;

· нарушения нормального поведения;

· беспокойство;

· внутренний дискомфорт.

Постановка вопросов:

1. В каком кругу людей, вам комфортно находиться? А в каком чувствуете тревожность?

2. Участвуете ли вы в общественной жизни? Почему?

3. Что вы чувствуете, находясь в малознакомом месте или среди малознакомых людей?

4. Как часто происходят перемены в вашей жизни? И как быстро вы к ним привыкаете?

5. Как происходит у вас общение с малознакомыми людьми? Какие возникают проблемы?

6. Чем вы занимаетесь и о чем думаете, находясь с самим собой?

7. Были ли у вас проблемы с адаптацией? Если, да то какие? И как это влияет на качество жизни?

8. Что по вашему мнению помогает или могло бы помочь в ситуации где необходима быстрая адаптация?

9. От каких личностных качеств вы бы хотели избавиться? А какие приобрести?

10. Замечали ли вы за собой нарушения поведения находясь в малознакомых местах и с малознакомыми людьми?

11. При каких ситуациях у вас возникает депрессивное состояния?

Проблема доступа к индивидам и социальным институтам.

Позиции исследователя: проблема социализации один из важных моментов общественной жизни личности, который непосредственно влияет на саму лично, а также на качества её жизни, поэтому исследование и решение этой проблемы является важной частью социальной психологии.

Поведение интервьюера:

· Создание благоприятных психологических условий для собеседника

· Разговаривая, смотреть в глаза собеседнику

· Проявлять уважение к мнению собеседника

· Внимательно слушать собеседника

· Проявлять заинтересованность в беседе

· Использовать вопросы разного типа (прямые и косвенные, нейтральные и подсказывающие).

Поведение информанта:

· Четко и точно отвечать на вопросы

· Адаптироваться невербально к интервьюеру

· Быстро реагировать

· При необходимости уточнять, если не поняли вопрос или термин

· Уверенно вести себя

· Грамотно вести себя невербально

Приёмы стимулирования информанта к рассказыванию:

· Инструкция

· Паузы

· Переформулирование

· Конфронтация

Способы фиксации данных: техническое фиксирование – видеозапись. Анализ и интерпретация материалов:

· Метод сравнительного анализа

· Системный метод

· Структурный метод

Этика написания отчёта:

· Изложение исследовательских находок

· Описание использование методов

· Учтены критериям научности

· Учтены этические аспекты исследования