Эта статья будет полезна студентам психологической специальности.
Качественное исследовательское интервью на тему «Проблем адаптации личности в социальной среде»
Семь этапов исследования с помощью интервью
1. Выбор темы. Формулирование цели исследования и описание концепции исследуемой темы еще до начала интервью. На вопросы «почему» и «что» следует ответить еще до того, как задавать вопрос «как», то есть выбирать метод исследования .
2. Планирование. Прежде чем начинать интервьюирование, спланируйте все исследование, беря в расчет все семь этапов. Планирование производится для того, чтобы достичь знания, к которому вы стремитесь, и принять во внимание моральные аспекты исследования.
3. Интервьюирование. Проведение интервью по схеме, с осознанным подходом к искомым знаниям и межличностным отношениям в ситуации интервью.
4. Расшифровка. Подготовка материалов интервью к анализу, который обычно включает расшифровку и перевод из устной формы в письменный текст.
5. Анализ. Основываясь на цели и теме исследования, а также на природе материалов интервью, следует решить, какой метод анализа годится для данных интервью.
6. Верификация (проверка). Убедитесь в обобщенности, надежности и влидности ваших открытий. Надежность относится к однородности результатов, а валидность результатов означает, что в процессе проведения исследовательских интервью изучалось именно то, что вы намерены были изучать.
7. Написание отчета. Изложите ваши исследовательские находки и использованные методы так, чтобы форма изложения отвечала критериям научности, были учтены этические аспекты исследования, а конечный продукт был читабелен.
Осознанное согласие предполагает информирование респондентов об общих целях исследования и основных пунктах плана, так же, как и обо всех возможных потерях и выгодах от участия в исследовании. Конфиденциальность в исследовании предполагает, что личные данные, идентифицирующие респондента, не обнародуются. Этический принцип блага означает, что риск нанесения вреда респонденту должен быть минимальным.
Тема «Проблемы адаптации личности в социальной среде»
Проблема исследования: какие факторы мешают личности адаптироваться в социальной среде и каким путем их можно устранить?
Цель исследования – найти факторы, влияющие на социализацию и поиск решений для благополучной адаптации личности.
Задачи исследования:
· Выявить признаки нарушения адаптации в социальной среде
· Выявить факторы, влияющие на адаптацию в социальной среде
· Выявить личностные качества, которые могут стать причиной нарушения адаптации в социальной среде
· Выявить последствия, которые отражаются на жизни личности
· Поиск решений, которые могут помочь личности для благополучной адаптации в социальной среде.
Типы выборок: метод фильтрующего опроса.
Критерии выбора:
· подавленное настроение;
· устойчивое тревожное состояние;
· депрессии и внутренние переживания;
· нарушения нормального поведения;
· беспокойство;
· внутренний дискомфорт.
Постановка вопросов:
1. В каком кругу людей, вам комфортно находиться? А в каком чувствуете тревожность?
2. Участвуете ли вы в общественной жизни? Почему?
3. Что вы чувствуете, находясь в малознакомом месте или среди малознакомых людей?
4. Как часто происходят перемены в вашей жизни? И как быстро вы к ним привыкаете?
5. Как происходит у вас общение с малознакомыми людьми? Какие возникают проблемы?
6. Чем вы занимаетесь и о чем думаете, находясь с самим собой?
7. Были ли у вас проблемы с адаптацией? Если, да то какие? И как это влияет на качество жизни?
8. Что по вашему мнению помогает или могло бы помочь в ситуации где необходима быстрая адаптация?
9. От каких личностных качеств вы бы хотели избавиться? А какие приобрести?
10. Замечали ли вы за собой нарушения поведения находясь в малознакомых местах и с малознакомыми людьми?
11. При каких ситуациях у вас возникает депрессивное состояния?
Проблема доступа к индивидам и социальным институтам.
Позиции исследователя: проблема социализации один из важных моментов общественной жизни личности, который непосредственно влияет на саму лично, а также на качества её жизни, поэтому исследование и решение этой проблемы является важной частью социальной психологии.
Поведение интервьюера:
· Создание благоприятных психологических условий для собеседника
· Разговаривая, смотреть в глаза собеседнику
· Проявлять уважение к мнению собеседника
· Внимательно слушать собеседника
· Проявлять заинтересованность в беседе
· Использовать вопросы разного типа (прямые и косвенные, нейтральные и подсказывающие).
Поведение информанта:
· Четко и точно отвечать на вопросы
· Адаптироваться невербально к интервьюеру
· Быстро реагировать
· При необходимости уточнять, если не поняли вопрос или термин
· Уверенно вести себя
· Грамотно вести себя невербально
Приёмы стимулирования информанта к рассказыванию:
· Инструкция
· Паузы
· Переформулирование
· Конфронтация
Способы фиксации данных: техническое фиксирование – видеозапись. Анализ и интерпретация материалов:
· Метод сравнительного анализа
· Системный метод
· Структурный метод
Этика написания отчёта:
· Изложение исследовательских находок
· Описание использование методов
· Учтены критериям научности
· Учтены этические аспекты исследования