31 августа – последний день школьных каникул. Самое время совершить литературное путешествие по страницам любимых книг, связанных со школьной темой. Мой шорт-лист.
Канун.
1. Алексей Толстой. «Детство Никиты». Про школу или гимназию полстрочки. Никита, главный герой, еще только готовится пойти во второй класс. После вольной жизни в загородном имении с деревенскими приятелями, прудом, лодкой, любимым Клопиком он попадает в город. И на следующий день должен стать винтиком системы, называемой образованием.
В сумерки Никита сидел у окна. Закат за городом был все тот же деревенский. Но Никита, как Желтухин (скворец) за марлей, чувствовал себя пойманным пленником, чужим - точь-в-точь Желтухин.
Не знаю, как кому, а мне это чувство очень знакомо. Мы с братом также страдали, когда 31 августа нас увозили от бабушки.
Позитив.
Две следующие книги должны развеять грусть от неотвратимого прихода школьной осени.
2. Лев Кассиль. «Кондуит и Швамбрания». На мой взгляд самая лучшая книга писателя. Беллетризованная автобиография. Другие книги Кассиля слегка «причесаны». А здесь ничего причесать нельзя – это сама жизнь, увиденная детскими глазами. Дом, родители, одноклассники, революция, новая школа вместо гимназии – все это схвачено точным свежим взглядом и описано с огромным чувством юмора. Рассказ ведется от имени старшего из двух братьев, и нигде не проскальзывает интонация взрослого человека.
3. Александра Бруштейн. «Дорога уходит в даль». Трилогия, рассказывающая примерно о том же времени, что и повесть Кассиля. Но здесь девочки, девчоночьи разборки, отношения, мечты. Книга очень позитивная, потому что, не смотря ни на что, написана с большой верой в будущее.
В детстве очень нравилась «аристократка» Тамара, хотя, как сейчас понимаю, она – персонаж скорее отрицательный.
У них свое дело.
Еще две по-своему позитивные книги. Их герои - маленькие профи, дети идущие к своей мечте, занимающиеся любимым делом. И это дело – не учеба. Их жизнь, несмотря на сложности и препятствия в достижении поставленной цели, всегда вызывала чувство острой зависти.
4. Софья Могилевская. «Восемь голубых дорожек». Книга о юных спортсменах – пловцах. Современных детей может не очень заинтересует и, тем более не восхитит. Бассейном сейчас никого не удивить. А раньше вода, в которой можно поплавать зимой казалась чудом,
Вздохнув, она подумала: а что за тем окном, где светит электричество? Подошла, глянула и - обомлела. Прямо ей в глаза брызнул свет ярчайших ламп. А под лампами, внизу, покрытая веселой зыбкой рябью, расстилалась водная гладь. Прозрачная, зеленая, сверкающая в свете ламп вода… Да, там была вода. И была эта вода не просто зеленого цвета, а какая-то особенно нарядная - зеленовато-синяя, с сиянием. И вода эта неслышно плескалась среди красных кафельных берегов, а сквозь ее прозрачную глубину виднелось белое дно.
Кроме чудесного бассейна, в книге замечательные живые дети, со своими историями, проблемами. И необычный, можно сказать, открытый финал.
5. Эсфирь Эмден. «Школьный год Марины Петровой». Марина - юная скрипачка. Именно она заставила меня прекратить ожесточенную борьбу против музыкальной школы. Загадочные слова "сольфеджио", "оркестровка", "скрипичный концерт" сделали свое черное дело. И все сложности жизни юных музыкантов пришлось испытать на своей шкуре. Но оно того стоило, музыкальная школа явно расширила горизонты. "Школьный год..." написан ярко, легко, даже реалии давно ушедших 50-х не напрягают. Хотя поручиться за нынешних школьников уже нельзя. Могут заскучать.
Классика. Из категории нестареющих книг.
Опять из 50-х. Ничего не поделаешь, умели писать для детей. Поэтому и книги получались "вечные". Иногда они кажутся слегка наивными, слишком прямолинейными, "пионерскими". Но ведь любовь к справедливости, верность в дружбе, человеческую порядочность, способность к состраданию и сейчас никто не отменял. Это понятия вневременные. В плюс идут яркие характеры и увлекательные сюжеты.
6. Валентина Осеева. «Васек Трубачев и его товарищи».
Осеева - великолепная детская писательница. Я больше люблю ее "Динку" и продолжение - "Динка прощается с детством". Но "Васек Трубачев... " тоже хорош. Дети - разные, из непохожих семей, совсем не ангелы. Конфликты, примирения, дух соперничества - детская школьная жизнь предвоенного и военного времени. Написано здорово. Читала в детстве, давно, а героев помню практически всех поименно.
7. Николай Носов. Витя Малеев в школе и дома.
После гениального "Незнайки..." думала у Носова читать ничего не буду. Но нет, "зашли" в свое время и "Веселая семейка" про самодельный инкубатор и "Витя Малеев...". "Витя Малеев" - мудрая книга. О преодолении собственной лени, лживости, желания плыть по течению. Конечно, я сгустила краски. Все не так трагично и серьезно. Просто два приятеля Витя Малеев и Костя Шишкин забросили учебу, заврались. Одна ложь тянет за собой другую и выбраться из всего этого не так - то просто. Но Витя сможет и Шишкина за собой вытащит. Обожала то место, где четвероклассник Малеев решает по просьбе сестры задачу для второго класса про орехи. И решил же. Можно сказать, это то дно, от которого он оттолкнулся. И я вполне разделяла его восторг от победы.
8. Елена Ильина «Четвертая высота»
Эта книга тоже о бесконечном преодолении себя, о становлении характера. В подростковом возрасте зачитанная до дыр. Чем так привлекала? Во-первых, тем, что главная героиня - реальный человек. Во-вторых, тем, что она такая живая, упрямая, непослушная, неидеальная как все дети, все подростки. Но ставит перед собой цели, борется с собой и достигает их, берет свои высоты. Значит так можно. Это очень цепляло. Но и привлекала сама Гуля Королева... Яркая, неординарная, артистическая натура. Она погибла под Сталинградом, спасая раненых.
Исторический экскурс. Школьные сложности, которые нам и не снились.
Это отчаянная попытка заглянуть за горизонт 50 - х. В другую страну и в другое время.
9. Френсис Элиза Бернетт. «Маленькая принцесса».
Более известен у Барнетт "Маленький Лорд Фаунтлерой", мое личное предпочтение - "Таинственный сад". Но "Маленькая принцесса" тоже очень интересна. Частный пансион и перипетии судьбы, под ударами которой маленький человечек не сломался. Завораживает.
10. Лидия Чарская. «Записки институтки».
С одной стороны - строгие правила Павловского института благородных девиц, сердитые классные дамы - "синявки", дортуары с газовыми рожками, форменные зеленые камлотовые платья с белыми передниками. С другой - учеба, подруги, шалости, наказания, восторги, взаимопомощь - все "как у людей".
Две уникальные книги - две истории педагогического подвига.
Это отдельная когорта книг о школе, хотя бы потому. что герои не просто дети, а бывшие беспризорники и правонарушители.
11. Антон Макаренко. «Педагогическая поэма»
Гениальная книга. Антон Семенович Макаренко не только совершил в далекие 20 -е революцию в педагогике, плодами которой, на мой взгляд, никто до сих пор так и не воспользовался, но и все это описал. Книга написана прекрасным слогом, с иронией, иногда грустной, с юмором, иногда черным, с надеждой и оптимизмом. Оторваться невозможно, завидую тем, кто еще не читал.
12. Григорий Белых и Леонид Пантелеев. «Республика ШКИД»
Опыт школы имени Достоевского - это опыт педагогической неудачи. Так определил работу директора Викниксора (Виктора Николаевича Сороки -Росинского) А.С. Макаренко. Он считал, что не может быть воспитания без труда, как обязательного элемента этого процесса. Возможно, в этом он был прав. Незанятая делом Шкида часто и много бузила, буянила, хулиганила. Но там было столько творчества, интереса к учебе и разным сторонам жизни, что неудачей этот опыт назвать все-таки нельзя. Главный довод в споре - книга, написанная бывшими шкидовцами. Веселая, острая, яркая талантливая, неожиданная, грандиозная.
Кто пришел?
Детские книги, условно говоря, нового и новейшего время знаю плохо. Сама вышла из этого возраста. С своими детьми читала в основном классику: Верна, Дюма, Майн Рида. Несколько раз пролистывала современные детские книги. Как-то не ложатся эти истории на душу. Герои - картонные, говорят вымученным языком, блеклым подражанием детскому и подростковому жаргону. Может быть я пристрастна. Тем более, всегда есть исключение из правил.
13. Алексей Иванов. «Географ глобус пропил».
Книга не совсем детская, а может и совсем недетская, но о школе. Главный герой - учитель, географ, тот самый, который "пропил глобус". Но мой интерес не в нем. Какие там дети! Не дети уже - подростки или юноши и девушки. Живые на 100%, говорят нормальным языком, совершают бессмысленные поступки, не укладывающиеся в рамки обычной логики и школьного порядка. Книга написана в 1995 году. То есть это дети перестройки - времени слома нравственных устоев. Они отчаянно пытаются выплыть в бушующем море общей неразберихи и хаоса. И им это удается. Сцена преодоление порога на плоту под водительством невероятного рыжего Градусова очень символична. Несмотря на не слишком веселый финал, книга дает надежду.
Вместо заключения.
Чтобы не заканчивать на чертовой дюжине последнюю позицию оставлю открытой. Вдруг еще кого-то вспомню.
14. ...