С этой стороны, о которой я хотел бы написать сегодня, мы не знали Чарли Уоттса, барабанщика Роллинг Стоунз. Но его друзья всегда отличали его "крутой" стиль в одежде и изысканный вкус.
Со своими костюмами с Сэвил-Роу, рубашками на заказ и уверенностью джазмена барабанщик Rolling Stones устроил свой собственный тихий бунт в группе, когда их менеджеру пришла в голову мысль одеть всех членов группы в одинаковые корпоративные костюмы. Это фото довольно известно и я его уже публиковал в других статьях (не буду повторяться) - пять молодых, улыбающихся парней стоят в одинаковых костюмах.
"Стиль - это ответ на все”, - сказал однажды Чарльз Буковски, американский поэт, писатель и литератор, на своем публичном выступлении. Потягивая пиво из бутылки, рябой лауреат андеграунда рассуждал об одной из немногих черт, которыми, как известно, можно обладать, но никогда не приобрести.
"У тореадоров есть стиль, как и у боксеров тоже есть", сказал Буковски. Он также несколько сомнительно утверждал, что видел больше стильных людей внутри тюрьмы, чем за ее стенами. “Делать скучные вещи со стилем предпочтительнее, чем делать опасные вещи без него”, - затем добавил он, и это, по крайней мере, кажется бесспорным.
Задолго до того, как присоединиться к тому, что сейчас обычно называют величайшей рок-н-ролльной группой в мире, мистер Уоттс, к тому времени опытный художник-график, который научился играть после того, как бросил банджо и превратил резонатор одного из них в барабан, был опытным сессионным музыкантом. В глубине души он считал себя джазменом; его героями были такие музыканты, как Дюк Эллингтон, Чарли Паркер, Майлз Дэвис, Лестер Янг и феноменальные поп-певцы, такие как несправедливо забытый Билли Экстайн.
В то время как остальные "Роллинг Стоунз" одевались как рок-звезды, Чарли нашел свой стиль на Сэвил-роу (улица в Лондоне с шикарными бутиками). Здесь вместе с Роном Вудом, Китом Ричардсом и Миком Джаггером он празднует премьеру фильма “Let's Spend The Night Together” в 1983 году.
Чарли внимательно смотрел на других известных артистов, стиль которых ему импонировал, таких как Фред Астер, которые нашли свой стиль и редко отклонялись от него на протяжении всей своей артистической карьеры, будь то на сцене, в кино, или в будничной жизни.
Чарли Уоттс уже тогда был "дорогим" человеком и, как оказалось, выбрал для себя образ, которому редко изменял. “Если честно”, - однажды сказал он GQ. ”У меня очень старомодный и традиционный стиль одежды".
Когда его товарищи по группе Мик Джаггер и Кит Ричардс начали облачаться в бархат с Карнаби-роуд, 19, где сейчас открыт фирменный магазин Стоунз, подержанные тряпки с Портобелло-роуд, марокканские джеллаби, боа, комбинезоны с блестками и платья, взятые из гардеробов своих жен или подруг, Чарли продолжал одеваться так же, как, если бы он был адвокатом, а не рок-звездой. И когда в конце 1970-х годов Джаггер и Ричардс по примеру Чарли начали добавлять костюмы в свой гардероб, их выбор, как правило, включал узкие талии, лацканы в четыре полосы, узоры в шахматную доску или брюки от блестящего и яркого выскочки Томми Наттера (Nutter).
“Я всегда чувствовал себя совершенно не в своей тарелке с Rolling Stones”, - сказал Уоттс, "по крайней мере, с точки зрения их стиля." Появились его фотографии со всеми остальными из группы в кроссовках. Однако только Чарли был в кроссовках на шнурках от обувщика, который ведет свою историю с 19-го века, Джорджа Клеверли из аристократического района Лондона Мэйфэр. “Я ненавижу кроссовки", сказал он, имея в виду спортивную обувь. “Даже, если они модные”.
Возможно, в каком -то смысле Уоттс был просто впереди других Стоунов и всех других в чисто стилистическом плане - более развит в своем понимании условностей и в том, как незаметно их нарушать, немного похож на джазового музыканта, импровизирующего на основные мелодии. Возможно, даже было что-то панковское в его решимости на раннем этапе отказаться от таких, как модельер Наттер, и вместо этого уйти к некоторым из более почтенных портных с Сэвил-роу, которые в 1970-х годах были незаметными, и на их дверях часто не было вывесок. У него оказался талант - лепить то, что делали эти портные, в соответствии с его собственными устоявшимися вкусами. И они были ему благодарны, что он не уходит от них, тогда все еще неизвестных модельеров, даже с громадной историей, к грандам модельного бизнеса.
По всей видимости, здесь сработала главная черта характера Чарли - надежность и преданность. И это проявлялось во всем.
Возьмем, к примеру, фотографии Питера Уэбба 1971 года, казалось утерянные и через 40 лет опять найденные в прошлом десятилетии, на которых изображены молодые Уоттс и Ричардс из серии “Липких пальцев” на пике их славы. Кит Ричардс потрясающе одет в черную кожу на молнии, бархатные брюки с графическим рисунком в черно-бело-красных тонах, рубашку с контрастным рисунком, изготовленный на заказ кожаный пояс-патронташ и пиратскую косу. Чарли Уоттс, напротив, одет в костюм-тройку с жилетом на шести пуговицах, который, похож на жилет флегматичного бургомистра.
Или возьмите двубортное голубовато-серое утреннее пальто, в которое зрелый мистер Уоттс одет на другом снимке, где он и его жена, Ширли, в Аскоте. (Пара разводила арабских лошадей.) Красиво скроенный для его компактного телосложения (он был ростом 5 футов 8 дюймов), он его носит с бледно-розовым жилетом и галстуком, рубашкой, закругленные воротники которой заколоты под узлом, стиль, который он впервые увидел и скопировал с обложки джазовой классики Декстера Гордона “Наш человек в Париже”.
Каждый из этих костюмов был сшит на заказ, последний сшит компанией H. Huntsman & Sons, находящейся на той же Сэвил-роу, которое одевало британских знаменитостей с 1849 года. Их компания была одной из двух швейных компаний, у которых Чарли Уоттс одевался на протяжении всей своей жизни.
“Мистер Уоттс был одним из самых стильных джентльменов, с которыми я имел удовольствие работать”, - сказал Дарио Карнера, главный закройщик Huntsman. “Он вкладывал свой собственный портновский взгляд в каждый свой заказ-поручение. Он заказывал одежду у нашего заведения более 50 лет", - добавил мастер. (В каталоге Huntsman все еще существует ткань — спрингфилдская полоска — от мистера Уоттса.)
По его собственной приблизительной оценке, у Чарли Уоттса было несколько сотен костюмов, по меньшей мере столько же пар обуви, почти бесчисленное количество изготовленных на заказ рубашек и галстуков - на самом деле так много одежды, что, перевернув старое сексистское клише о моде, именно его жена пожаловалась, что ее муж проводит слишком много времени перед зеркалом.
Однако мистер Уоттс редко надевал на сцену что-либо из своих портновских нарядов, предпочитая практичность и анонимность рубашек с короткими рукавами или футболок для концертов или туров. Когда я был на концерте в Барселоне и по его окончании музыканты выходили на поклоны, то на Чарли была простая футболка, какие-то треники, и на ходу он одевал спортивную курточку.
Ну, совсем не звезда, а садовник. Именно в гражданской жизни он культивировал и в конце концов усовершенствовал свой образ, такой же элегантный, безмятежный и безупречный, как его игра на барабанах.
Это еще одна черта о характере Чарли Уоттса, о которой, возможно, не все мы знали, или просто не замечали, как многое в его игре тоже. Так часто бывает в нашей жизни - мы не ценим то, что рядом с нами. И только потеряв, понимаем, кто были нашими современниками....
Спасибо всем за ваше внимание.
Прочитать о Роллинг Стоунз:
Концерт в Барселоне - 2007 год