Мы используем научную фантастику, чтобы заглянуть в наше будущее, и фантазии, чтобы интерпретировать наше прошлое. Мы используем ужас, чтобы говорить о нашем настоящем, о том, что нас пугает, о том, что не так с миром, в котором мы живем. Страшные фильмы, которые оказывают самое продолжительное влияние, обычно являются теми, которые могут использовать те мелкие подсознательные тревоги, которые мы получаем от окружающего мира. нас. Именно поэтому так легко поместить фильм ужасов в свое время. Чего боялись? Чего мы сейчас боимся? А как это показать на экране? Нам нужно только взглянуть на историю ужасов, чтобы узнать.
10. Где все это (в основном) началось (1910-е)
Возможно, неудивительно, что многие фильмы эпохи Великой войны были короткими (как и почти все эксперименты с фильмами до этого десятилетия), немыми или проигранными. Это, однако, не оставляет нас полностью лишенными прекрасных примеров движущихся изображений той эпохи. Вышедший 10 марта 1911 года «Инферно» стал первым полнометражным фильмом в Италии. Он охватывает первую часть знаменитой Божественной комедии Данте, на создание которой потребовалось три года! В отличие от фильмов из Голливуда, которые, кажется, жаждут конца здоровой жизни, этот был разработан, чтобы напугать зрителей и заставить их стать лучшими христианами. В нем даже изображен Мухаммед в аду в нелестной картине, которая сегодня, вероятно, поставит под угрозу жизнь режиссеров (Франческо Бертолини, Адольфо Падован и Джузеппе де Лигуоро). Тем временем в Германской империи был снят первый фильм о вампирах: «Ночь ужаса» (Nächte des Grauens, 1916). Следует отметить, что в главной роли был Эмиль Дженнингс, который позже стал первым человеком, получившим премию Оскар за лучшую мужскую роль (хотя и не за этот фильм). Еще одним заметным членом съемочной группы был великий оператор Макс Фассбендер, который в последующие годы стал известен, работая с такими, как Фриц Ланг, - вы действительно не должны пропустить его блестящие картины M (1931 г.) и более знаменитый «Метрополис» (1927 г.). в Соединенных Штатах, Д. В. Гриффит (известный как «Рождение нации») поставил «Мстительную совесть» в 1914 году по мотивам сказок Эдгара Аллена По. Отражая мировую войну, которая обрушилась на наши страны, Германия и США были серьезными претендентами на мировое господство в кино. Германская империя проиграла войну и была заменена Веймарской республикой. Но это, в свою очередь, косвенно выиграло битву за внимание кинозрителей, поскольку значительная часть критической социальной теории Франкфуртской школы переехала в Соединенные Штаты и нашла пристанище в Голливуде и академических кругах. Тот, с которого все началось: L’Inferno (1911).
9. Безмолвная эра (1920–1931)
Фильмы ужасов эпохи немого кино - это намного больше, чем ужасы без звука. Ваш опыт может варьироваться - некоторые люди с трудом смотрят фильмы без цвета, не говоря уже о звуке, - но те, кто открыт для них, знают, что эти фильмы - уникально жуткие часы. Эти ранние фильмы ужасов возникли из немецкого экспрессионизма, жанра странных форм, искаженного тени и повышенные спектакли. Самыми известными из них являются Кабинет доктора Калигари (1920) и Носферату (1922), несанкционированная подделка Дракулы, которая сохранилась до наших дней только потому, что вдова Брэма Стокера не смогла ее уничтожить - отмена культуры - не новость! Работа без диалога для публики, привыкшей к театру и мелодраме, делает каждый кадр «Эры безмолвия» радостно чрезмерным. Макс Шрек (Носферату) производит впечатление характерного остроухого графа Орлока благодаря необычному использованию макияжа. Лон Чейни, как известно, сделал свой собственный грим для своих ролей в фильмах «Горбун из Нотр-Дама» (1923) и «Призрак оперы» (1925), создав галерею мерзких негодяев, изображающих тупых киношных монстров. Тот, с которого все началось: Кабинет доктора Калигари (1920).
8. Золотой век (1931–1954)
Начиная с 1931 года с Дракулы и Франкенштейна (оба были огромными финансовыми хитами), в фильмах ужасов 1930-х годов в основном доминировали Universal Classic Monsters, первая в мире кинематографическая вселенная. Universal адаптировала классическую готическую литературу и научную фантастику в такие популярные хиты, как «Мумия» (1932), «Человек-невидимка» (1933) и «Человек-волк» (1941). Тем временем Paramount добилась успеха в «Докторе Джекиле и мистере Хайде» (1931), а Warner Brothers - в «Тайне музея восковых фигур» (1933). Если он и упоминался в Monster Mash, он, вероятно, вышел именно в этот период, однако, как и во всех жанрах, ужасы бывают пиками и спадами. Он начал превращаться в самопародию в 1940-х годах, когда появились такие фильмы, как «Дом Дракулы» (1945) и «Аббат и Костелло: встреча с Франкенштейном» (1948). Именно с Creature from the Black Lagoon в 1954 году классические универсальные монстры, наконец, поклонились, подготовив почву для следующей большой навязчивой идеи ужасов, с которой все началось: Дракула (1931)
7. Атомный век (1954–1968)
Муравьи (Они !, 1954), пауки (Тарантул !, 1955), крабы (Атака крабов-монстров, 1957), даже женщины (Атака 50-футовой женщины, 1958); Вы называете это, была большая версия того, что он летел за холм. Атомный век был посвящен гигантским монстрам и безумным ученым; Это понятно, учитывая напряженность по поводу водородной бомбы. Атомный век, зажатый между двумя лучшими эпохами в истории ужасов, в значительной степени остается забытым. Фильмы этой эпохи обычно считаются одними из худших из когда-либо созданных, в частности, «Робот-монстр» (1953) и «План 9 из космоса» (1959), но это не совсем справедливо. К мусору было примешано несколько настоящих жемчужин - «Годзилла» (1954 г.) и «Муха» (1958 г.) были яркими примерами. Психо (1960) также вышел в это время, но в серийном убийце Нормане Бейтсе вместо гигантского монстра, не столько продукт своего времени, сколько предшественник того, что должно было произойти. из Черной лагуны (1954)
6. Первое Возрождение ужасов (1968–1982)
1968 год стал переломным в истории кино ужасов. Кодекс Хейса, который так долго сдерживал ужас, был наконец отменен, новая волна была в самом разгаре, независимое кино процветало, все уже боялись всего, и католическая церковь завершила то, что было самым разрушительным и катастрофическим из всех. Время, толпами опорожняющие скамейки - это было идеальное время для бума ужасов. «Ребенок Розмари» (1968), «Предзнаменование» (1971) и «Экзорцист» (1973) - все это превратило рушащиеся моральные стандарты американской молодежи в демонического ребенка, ребенка. , и подросток соответственно. «Ночь живых мертвецов» (1968) и ее продолжение «Рассвет мертвецов» (1978) превратили зомби из гаитянских марионеток вуду в неконтролируемую, неудержимую орду; Режиссер Джордж А. Ромеро произвел революцию в этом поджанре с помощью медленных социальных комментариев на все, от ужасов войны и ядерной паранойи до бездумного потребительства и корпоративной жадности. Тот, с которого все началось: Ночь живых мертвецов (1968)
5. Эпоха брызг (1982–1991)
На протяжении последнего десятилетия Техасская резня бензопилой (1974), Хэллоуин (1978) и Пятница, 13-е (1980) постепенно породили то, что мы теперь называем «слэшерами», каждый со своей убывающей отдачей, каждый с меньшим количеством социальных комментариев и более беспричинное насилие, чем предыдущее. Это почти клише, чтобы указать, что в начале 80-х годов преобладали такие фильмы, каждый из которых вращался вокруг убийцы в маске, убивающего влюбчивую молодежь все более творческими способами. Скажем так, у Хэллоуина, Кошмара на улице Вязов, Пятницы 13-го и даже Техасской резни бензопилой было много сиквелов в этот период, и двигаться дальше. новая жизнь в классике ужасов / научной фантастики: взгляд Карпентера на The Thing (1982) был осужден в то время, но стал сам по себе классикой, а ужасный ремейк Дэвида Кроненберга «Муха» (1986) стал определяющим. ужас тела на долгие годы. 1986 год также принес нам Evil Dead II, мультяшный фильм о выживании в лесной хижине, который меньше заботился о качестве, а больше о шоке и крови. Как и «Реаниматор» (1985), фильмы «Зловещие мертвецы» с тех пор породили собственную заведомо глупую франшизу, которая предпочитает излишество притворству. Однако у всех этих брызг есть своя дата окончания срока годности. Те, с которых все началось: The Thing (1982), Nightmare on Elm Street (1984).
4. Темный век (1991–2002)
К 1990 году ужасы впали в спячку, скрывшись за другими жанрами. «Молчание ягнят», удостоенное награды Академии (1991), было одной частью ужасов, а две части - полицейскими процессуальными действиями; «Шестое чувство» (1999) было скорее психологической драмой; в «Крике» (1996) Уэс Крэйвен высмеивает тот самый поджанр, который он помог определить, смешивая кровь и внутренности с самосознательной комедией. Даже в фильме «Ведьма из Блэра» (1999), который многие считают одним из самых ярких событий этого периода, относительно мало фактов страха. Это не означает, что нет хороших фильмов ужасов 90-х годов. Ужасы распространялись за границу в таких странах, как Бельгия (Man Bites Dog, 1992), Япония (Ringu, 1998) и Испания (The Devil's Backbone, 2001), но с окончанием холодной войны и относительной экономической стабильностью на Западе, США Штатам было нечего бояться. Не было какой-то особой травмы, которую можно было бы обработать на большом экране. Ужасу понадобится время, чтобы выбраться из этого спада. Тот, с которого все началось: Молчание ягнят (1991)
3. Эпоха пил (2002–2009)
А потом произошло 11 сентября. Также война в Ираке, GTMO, сибирская язва… Внезапно все стало немного менее радужным. Никому нельзя было доверять. . . В социальном фасаде начали появляться трещины, и фейковые новости основных СМИ и глубинное государство стали замечать и отвергать hoi polloi. Дэнни Бойл «28 дней спустя» (2002) показал нам общество, находящееся в крайне запущенном состоянии. Нет правительства. Армия - это сборище развратных собак, совершающих военные изнасилования. Никто не приходит, чтобы спасти вас. Самая главная черта этого десятилетия - это, пожалуй, одержимость пытками. Такие фильмы, как «Пила» (2003 г.) и «Хостел» (2005 г.) - это фильмы Леннона-Маккартни в этом поджанре, благодаря которым режиссеры Эли Рот и Джеймс Ван стали такими громкими именами, какими они являются сегодня. Но, как и в 80-е, кровь приносит все меньше и меньше. В то время как большая часть кровопролития в первой «Пиле» происходит за кадром, сиквелы, которые становятся все более и более фландеризованными, в конечном итоге утомляют фанатов и отталкивают случайных зрителей. Пришло время для жанра дать толчок позади: тот, с которого все началось: 28 дней спустя (2002)
2. 2-е Возрождение ужасов (2009–2019)
Забавный факт: «Паранормальные явления» 2009 года является (исходя из окупаемости инвестиций) самым прибыльным фильмом из когда-либо созданных. В этом нет ничего удивительного: фильмы ужасов всегда были дешевыми в производстве и никогда не изо всех сил пытались найти аудиторию - только когда вышла ласковая пародия «Хижина в лесу» (2012), новый Ренессанс действительно начал развиваться. И «Хижина в лесу», и умная и причудливая «Она следует» (2014) деконструировали стереотипы жанра и бросили вызов ужасу, чтобы добиться большего. Blumhouse Productions начала выпускать чиллеры с ограниченным бюджетом, в полной мере используя золотую жилу ужасов. В 2010 году «Черный лебедь» стал первым фильмом ужасов со времен «Шестого чувства», который был номинирован на лучший фильм. Социальные комментарии легли в основу новой волны ужасов: «Бабадук» (2014), «Спокойной ночи, мамочка» (2014) и «Наследие» (2018). подводные камни материнства через опустошение феминистской линзы третьей волны. Между тем, фильм «Тихое место» (2018) превратился в комфорт традиционной семейной ячейки в безнадежном мире. Фильмы «Чистка» (2013 г. и далее): любите их или ненавидите, борйтесь с социальным неравенством - высший класс неуязвим для чисток, в то время как рабочий класс остается на городских улицах, со всех сторон окруженный преступностью, насилием, бедностью и паранойей. . Тот, с которого все началось: паранормальные явление (2009)
1. Эра изоляции (2020 – настоящее время)
Первая изоляция от коронавируса началась в провинции Хубэй коммунистического Китая в январе 2020 года. Три месяца спустя болезнь и последующие блокировки распространились на Италию. И, ну, вы знаете, как проходит весь этот кошмар. . . мы живем в нем прямо сейчас! Достаточно сказать, что в условиях комендантского часа, ограничений и потери личной свободы делать фотографии не так просто, и, поскольку мы живем только в первые два года этого нового десятилетия, наши возможности ограничены . Но не настолько скудный, чтобы я не мог посоветовать фильм, который подошел бы к остальным здесь. Вместо того, чтобы просматривать список всех очевидных ужасов с участием мужчин в масках (в наши дни их достаточно в наших супермаркетах), таких как Followed (июнь 2020 г.), Get Dunked (август 2020 г.) и The Wretched (май 2020 г.), лучший выбор для этого периода - Человек-невидимка. В «Человеке-невидимке» играет Элизабет Мосс, блестящая актриса, чья и без того яркая звезда ослепила в ужасающей «Рассказе служанки», показывая нам, как могло бы выглядеть общество, если бы ужасная исламская революция 1970-х годов в Иране произошла ближе к нашему дому. «Человек-невидимка» - отличный вариант классической сказки Герберта Уэллса, хотя и обновленный, чтобы включить технологии и злоупотребления ими (кто угодно в социальных сетях ?!). Между прочим, он был снят австралийцем Ли Уоннеллом, более известным как автор фильмов «Пила» и «Коварный». В текущем году тоже не обошлось без достойных предложений. Для большинства очевидным выбором является «Тихое место, часть II» просто потому, что он набрал даже больше (77%), чем первая итерация, выпущенная в 2018 году, получившая 74% из 100 оценок в базе данных фильмов. Но если вы предпочитаете более вдумчивый и медленный фильм, вы можете рассмотреть «Старый», последний фильм М. Найт Шьямалана, прославившегося «Шестое чувство», где мы наблюдаем, как группа отдыхающих быстро стареет в течение дня. В нем участвуют, в частности, Гаэль Гарсиа Берналь (который снялся в блестящем мексиканском фильме 2001 года на неясную гей-тематику «Y Tu Mamá También») и Алекса Вольфа (молодого человека из «Наследства»). Он должен удовлетворить тех, кто ищет необычный фильм ужасов. Прекрасное время, чтобы стать поклонником хорроров. Наверное, потому, что в реальном мире так много поводов для беспокойства. Как Эдвард Ван Слоан напоминает нам в конце «Дракулы»: «Возьми себя в руки и помни ... есть такие вещи, как вампиры». Тот, с которого все началось: Человек-невидимка (2020)