Добрый день!
Далеко не сразу электроприводы и ДВС пришли в сельское хозяйство. Это был постепенный процесс. Поэтому было много ручного труда, а там, где человек не справлялся, на помощь приходили мулы или лошади. И некоторые другие животные.
Кони очень сильно помогали людям, благодаря им люди могли перемещаться на длительные расстояния, транспортировать грузы, выполнять работы на поле. То есть, что-то они тянут, что-то или кого-то везут - такие у нас ассоциации, когда говорят о рабочих лошадках.
Но помощь лошадей людям не ограничивались транспортной функцией. Они, например, могли качать воду!
В те далекие 40-50-е гг прошлого века конструкторское общество было озадачено: как же снабдить скот на пастбищах в засушливых районах питьем? Очевидное решение - копать колодцы. А для подъема воды использовались ручные насосы, а где-то даже ветронасосные установки! Ручной труд использовать было как-то не разумно, использовать ветер представлялось не всегда возможным. И как вариант, стали разрабатывать устройство, позволявшее в качестве источника движущей силы для насосных установок использовать конную силу.
Одно такое устройство испытывалось в Тургенском овцесовхозе Алма-Атинской области. Это была связка из конного привода ПК-1 и насоса двойного действия РН-100.
Вес привода составлял 194 кг (всё вместе, включая штанги, трубы -394 кг). Редуктор привода с передаточным числом 12,21. Для работы было достаточно одной лошади.
Агрегат устанавливался над колодцами шахтного типа глубиной 10 м. Сам насос располагался на высоте два метра от уровня воды. Агрегат крепко связывался и закреплялся на колодце, иначе лошадь могла его запросто сместить, что нарушило бы всю работу. Водило конного привода прицеплялся к упряже лошади, которая и приводила всю эту конструкцию в движение. Она двигалась с постоянной скоростью 5 км/ч. Это 3,4 об/мин при радиусе движения лошади 3,9 м. Вот результаты испытаний:
Конструкция получилась довольно громоздкой, установка на колодец была сложной, малейший перекос блокировал работу агрегата. А без перекоса было поставить всё сложно, а еще труднее сохранить эту соосность. Колодцы-то были деревянные и конь легко мог всё это свернуть. А на бетонные колодцы такой насос вообще было невозможно поставить. Установка была отправлена на доработку для упрощения и облегчения конструкции. До конвейера всё же такой конный привод добрался.
Но времена-то были какие! 50-е! Еще немного и конные приводы уже перестанут быть актуальными! Не смотря на всеобщую автомобилизацию, тракторизацию и прочую механизацию, лошади продолжали работать и выручать людей в трудных ситуациях!
Впрочем, до сих пор встречаются места, где кони продолжают трудиться, чтобы порадовать туристов.
На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте , Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен. До скорых встреч!!!