Найти тему

"Конь-водокачка" или необычное применение для лошадей. О работе конного привода ПК-1

Добрый день!

Далеко не сразу электроприводы и ДВС пришли в сельское хозяйство. Это был постепенный процесс. Поэтому было много ручного труда, а там, где человек не справлялся, на помощь приходили мулы или лошади. И некоторые другие животные.

Кони очень сильно помогали людям, благодаря им люди могли перемещаться на длительные расстояния, транспортировать грузы, выполнять работы на поле. То есть, что-то они тянут, что-то или кого-то везут - такие у нас ассоциации, когда говорят о рабочих лошадках.

Но помощь лошадей людям не ограничивались транспортной функцией. Они, например, могли качать воду!

В те далекие 40-50-е гг прошлого века конструкторское общество было озадачено: как же снабдить скот на пастбищах в засушливых районах питьем? Очевидное решение - копать колодцы. А для подъема воды использовались ручные насосы, а где-то даже ветронасосные установки! Ручной труд использовать было как-то не разумно, использовать ветер представлялось не всегда возможным. И как вариант, стали разрабатывать устройство, позволявшее в качестве источника движущей силы для насосных установок использовать конную силу.

Одно такое устройство испытывалось в Тургенском овцесовхозе Алма-Атинской области. Это была связка из конного привода ПК-1 и насоса двойного действия РН-100.

Габариты конного привода
Габариты конного привода

Вес привода составлял 194 кг (всё вместе, включая штанги, трубы -394 кг). Редуктор привода с передаточным числом 12,21. Для работы было достаточно одной лошади.

Основные узлы: 1 - литая коробка; 2 - стальная плита; 3 - деревянная рама; 4 - водило; 5 - держатель; 6 - кривошипный механизм; 7 - пружинный амортизатор
Основные узлы: 1 - литая коробка; 2 - стальная плита; 3 - деревянная рама; 4 - водило; 5 - держатель; 6 - кривошипный механизм; 7 - пружинный амортизатор

Агрегат устанавливался над колодцами шахтного типа глубиной 10 м. Сам насос располагался на высоте два метра от уровня воды. Агрегат крепко связывался и закреплялся на колодце, иначе лошадь могла его запросто сместить, что нарушило бы всю работу. Водило конного привода прицеплялся к упряже лошади, которая и приводила всю эту конструкцию в движение. Она двигалась с постоянной скоростью 5 км/ч. Это 3,4 об/мин при радиусе движения лошади 3,9 м. Вот результаты испытаний:

-4

Конструкция получилась довольно громоздкой, установка на колодец была сложной, малейший перекос блокировал работу агрегата. А без перекоса было поставить всё сложно, а еще труднее сохранить эту соосность. Колодцы-то были деревянные и конь легко мог всё это свернуть. А на бетонные колодцы такой насос вообще было невозможно поставить. Установка была отправлена на доработку для упрощения и облегчения конструкции. До конвейера всё же такой конный привод добрался.

Табличка. КП-1, произведенный на Уралсельмаше, ныне всё еще живом Кургансельмаше
Табличка. КП-1, произведенный на Уралсельмаше, ныне всё еще живом Кургансельмаше

Но времена-то были какие! 50-е! Еще немного и конные приводы уже перестанут быть актуальными! Не смотря на всеобщую автомобилизацию, тракторизацию и прочую механизацию, лошади продолжали работать и выручать людей в трудных ситуациях!

Впрочем, до сих пор встречаются места, где кони продолжают трудиться, чтобы порадовать туристов.

http://www.turizmvnn.ru/cont/show/7833/
http://www.turizmvnn.ru/cont/show/7833/
-7

На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте , Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен. До скорых встреч!!!