Я уже как-то писала об опыте чтения книг про женщин-стерв. Но была в моем детстве еще одна категория — ее презрительно называли «женское чтиво». На обложке романов красовались пышногрудые прелестницы и востроглазые мужчины-жеребцы. Обложки сочились картонной страстью, содержание тоже.
⠀
Все нефритовые жезлы и прочие мемы из цикла «ее плоть раскрылась и сомкнулась вокруг него, словно это был секретный проект» рождались в недрах женских романов. Над этим жанром не пошутил только ленивый. Но ведь и альтернативы особо не находилось.
⠀
В моем детстве были классные романы Джеймса Хедли Чейза, того же старичка Джорджа Мартина. Все это переводилось российскими издательствами. А вот книг, которые были бы написаны женщинами с крутыми не картонными персонажами, из позиции женского опыта и женского взгляда мне не попадалось.
Тут я не хочу сказать, что такой литературы не было вовсе, скорее, что она была далеко не так распространена и доступна.
⠀
Тем радостнее сейчас от каждой новой художественной книги, которая озвучивает важные для женского опыта вещи.
⠀
Я, разумеется, отдаю отчет, что нет унифицированного «женского» или «мужского» опыта. Миром правит интерсекциональность. Но в то же время чертовски важно, чтобы в художественной литературе репрезентировался разный опыт, в котором разные мы могли бы узнавать себя.
⠀
Роман Эммы Клайн «Девочки» как раз про это — про честную, прямую репрезентацию девочки-подростка со всей этой мучительной и тягучей телесностью, с пробуждающейся сексуальностью, с желанием убежать от себя и найти себя одновременно, желанием показаться хорошей для референтной группы, с тягой к чему-то, что пока еще сложно назвать и сформулировать.
⠀
Контекст книги — знакомая американскому ландшафту история секты Чарльза Мэнсона. Но главное там, на мой вкус, не только и не столько сюжетная канва, сколько возможность прожить и прочувствовать в себе хрупкую девочку-подростка буквально кожей. В отзывах о книге много пишут «как жаль, что я не прочла эту книгу в подростковые годы». Я же считаю, никогда не поздно прикоснуться к прошлой себе и поисцелять вниманием то прошлое, что осталось в подростковых годах. «Девочки» отлично готовит для этого атмосферу. Не самую радужную, но это, кажется, только на пользу.
Лена Низеенко