Найти тему
Karmapolitan

Рецензия на альбом «Kvelertak» от Kvelertak

Оглавление

Рецепт норвежской гармоничной смеси блэк-метала, панка и мелодичного хард-рока. И без комочков!

Любовь к собственной музыке и огонь внутри.

Бытует мнение, что на мировую музыкальную арену невозможно прорваться с песнями не на английском языке. По некоторым европейским, азиатским и латиноамериканским группам даже нельзя определить их корни. Хорошо ли это? Я думаю, что нет. Именно унификация музыки так или иначе приводит к ее однообразию. Вы когда-нибудь слышали китайский хип-хоп? Он же звучит невероятно круто с их семантикой и фонетикой! Но коммерческого успеха на мировой арене ни один из подобных исполнителей не достиг.

Конечно, англоязычной аудитории будет трудно подпевать теоретическим камбоджийским трэшерам на концертах. Но это далеко не единственная причина, почему подобные группы выбирают английский. Многие наивно полагают, что только понятными текстами можно расположить к себе новых слушателей. Только так, мол, получится достучаться до их сердца. Нет-нет, музыка, драйв и динамика, конечно, важны, но вот без текстов на английском это все теряет смысл... Ну-ну.

Часто ли вы разбираете на составляющие текст исполнителя на родном вам языке? Часто ли вы его вообще разбираете и уделяете ему внимание? А много ли англоязычной музыки вы слушаете без знания контекста происходящего в тексте? Я сторонник мнения, что эмоции, динамика, энергетика и звук имеют куда большее значение, чем текст на понятном языке. Самым лучшим подтверждением этого тезиса я назову норвежцев Kvelertak.

Я готов поспорить с кем угодно на желание, что через пару десятков лет их будут считать классиками метал-музыки. И вот почему.

-2

Мертвая хватка

Верите ли вы в любовь с первого взгляда? А в музыке встречались с таким феноменом? Лично я нет, но до одного момента. Когда я первый раз включил альбом Kvelertak в 2011 году, на самой первой висящей ноте самого первого трека «Ulvetid», на самом первом слове сингалонга я понял, что люблю группу Kvelertak. И что буду любить ее всегда. Не смейтесь, пожалуйста, я серьезно! С тех самых пор выход любого альбома группы — это маленький праздник на норвежском языке. Я видел их живьем дважды и люблю все 4 альбома. Уверенно заявляю: лет через 15-20 они будут иметь такой же уровень влияния на метал-культуру, как какие-нибудь Motorhead сегодня. Помяните мое слово!

Давайте для начала проведем небольшой урок норвежского. Kvelertak в переводе значит «удушение» или, для пущей литературности, «мертвая хватка». Правильно произносить название «кве-лер-так». Никаких клеверов и разговоров (talk) в названии нет! Парни появились в 2007-м и выпустили демку с чудесным названием Westcoast Holocaust, в которой веселья и угара было больше, чем ровных партий и качества звука. А потом раз, и записали вместе с легендарным продюсером Куртом Баллу дебютный полноформатник.

За основу Kvelertak взяли главное норвежское музыкальное достояние — блэк-метал. Поверх накинули немного олдскульного хард-рока в три гитары, бодрого панка и агрессивного хардкора. Написали тексты на родном норвежском о вечеринках и богах. А силами звукового гения Баллоу все это зазвучало лучше и сочнее, чем 95% мировых метал-бэндов современности!

В отрыв!

Дебютный альбом получился отличным по многим показателям. Во-первых, по энергетике. Более бодрой и раскачивающей метал-записи для вечеринки не было со времен I Get Wet от Andrew W.K. К слову, есть стойкое ощущение, что Эндрю — один из вдохновителей группы. Их тандем мог звучать просто крышесносно! Альбом не отпускает чуть ли не до самого конца.

Во-вторых, по динамике. Она в альбоме заметна не в рамках сетлиста в целом, а в каждом треке по отдельности. Спокойные моменты и передышки случаются именно внутри песен, а не между ними. Благодаря этому внимание на пластинке удерживается долго! Дослушать ее до 8-9 трека можно без проблем, а это редкость.

В третьих, Kvelertak смогли обернуть всю злобу и «сырость» блэк-метала в идеальную мелодическую оболочку хэви-метала. Соло-партии тут почти всегда играются в три гитары. Припевы часто идут идеально выверенным и чистым многоголосьем. Все это, опять же, играет на руку динамике и не дает заскучать на протяжении всех 49 минут.

Все ли так радужно?

Для хорошей рецензии стоит указать и недостатки рецензируемой работы. Но есть загвоздка: Kvelertak — мое слабое место в современном метале. Я люблю его безмерно и не могу выделить какие-то недостатки, поэтому сошлюсь на своего хорошего товарища. Он был со мной на одном из концертов группы и сказал, что ему жуть как нравится музыка, но «блэкарский» скрим Хьелвика не дает ему расслабиться. Якобы он не гармонирует с их творчеством. Но какой же это минус, если это одна из главных фишек группы? Не будь в Kvelertak такого скрима, они звучали бы просто как неплохая хэви-группа.

При этом я спокойно готов найти пару минусов в их последующих работах. Но в дебютнике, по моему субъективному мнению, все максимально ладно и гармонично. Гармония в значении целостности всех элементов системы выражается именно в иррациональной, но удачной сочетаемости прекрасного и ужасного. В данном случае — мелодичного хард-рока и злого блэк-метала. Норвежцы чтят свой язык и музыкальное наследие едва ли не лучше, чем любой другой народ. Эти два фактора (плюс идеально вставшие звезды) подарили миру Kvelertak.

На данный момент есть ощущение, что машину группы не остановить. Каждый альбом звучит чуть лучше предыдущего, хотя самый первый уже задал невероятно высокую планку. Группа постоянно выступает на крупнейших мировых фестивалях. За их плечами совместный тур с Metallica, куда их лично позвал Джеймс Хэтфилд. По творчеству группы слышно, как активно они работают над своей музыкой и как сильно ее любят. Я уверен, что еще каких-нибудь 10 лет, и Kvelertak заслуженно можно будет назвать классикой тяжелой музыки.

А еще в этом альбоме есть простое, но до жути элегантное композиционное решение. Первое слово заглавного трека и последнее финального — это одно и то же слово, слово «Kvelertak».