Сегодня по просьбе читателей небольшой обзор и ответы на накопившиеся вопросы про разновидность китайских копий под названием цян (枪 qiāng).
Копьё само по себе одно из самых древних, известных и распространенных оружий в китайской культуре. Время его появления относится к совсем древним временам, когда китайцы использовали его для охоты, защиты своих территорий и борьбы с врагами. С течением времени, копьё стало неотъемлемой частью культуры Китая, им активно занимались и гражданские, и военные.
Благодаря к переходу к принципиально другому типу древка, чем для мао (矛 máo) и шу (殳 shū), такое копье цян давало в итоге гораздо больше технических возможностей. При этом оно было гораздо дешевле (не совсем - но об этом ниже), чем сложное и композитное древко для шу, усиленное накладными бамбуковыми или деревянными пластинами, обмотанные шелком и покрытые лаком.
В ходе многовековых экспериментов и поисков, древесина белого ясеня оказалась наиболее оптимальной для изготовления древка длинного копья. Причем китайцы выяснили, что с возрастом гибкость древесной структуры увеличивается, поэтому брали более старые деревья. Вырастая, они со временем становились плотнее. Сейчас мы знаем, что у них модуль упругости в 1,5-2 раза выше, чем у молодых.
С точки зрения физики модуль упругости – это отношение приложенной силы к значению относительной деформации. Если сила превышает способность к противодействию, возникает остаточная деформация, которая может сгладиться или наоборот ухудшиться с течением времени. Вообще, древко при неправильном хранении портится при колебании влажности или температуры. Мы сами это наблюдали, увы, в своей практике...
Поэтому традиционно древка для копий хранили строго горизонтально, а не как сейчас мы видим на демонстрационных стойках в различных школах ушу.
Кроме того, был специальный станок (по сути, это колодка с технологическими отверстиями требуемого диаметра), который позволял подправить, подвыпрямить такое древко. Чем быстрее древесные волокна возвращают первоначальную форму древку после прекращения действия нагрузки, тем выше предел прочности.
Что интересно, копьё - парадоксальное оружие.
И даже не из-за того, что богатство всех технических действий обычно сводилось к трем всем известным приёмам. Особенно при сражении в тесном строю или в узких улочках традиционных кварталов хутунов, где нет места вычурным движениям и размашистой эквилибристики современного ушу.
Парадоксальность классического длинного копья (長鎗 chángqiāng) заключается, например, в том, что оно одновременно является как самым опасным, так и самым безопасным оружием:
- С одной стороны, копьё позволяет атаковать противника на расстоянии, не подвергая себя опасности, что делает его очень эффективным в бою.
- С другой стороны, благодаря своей длинной рукоятке, копьё позволяет защищаться от ударов противника и одновременно атаковать его, что делает его безопасным для воина с копьём.
Таким образом, копьё сочетает в себе противоположные качества. Это опять же противоположности Инь-Ян, являющиеся при этом одним целым - Тайцзи.
Но и это ещё не всё!
С одной стороны, копьё - предельно дешевое оружие: взял палку да и насадил на него наконечник. Однако подход, приемлемый, к примеру, для деревенского ополчения, для армий государств мог бы стать причиной проигрыша в бою и гибели самой этой страны.
При увеличении нагрузки, когда копьём активно пользуются в бою, однажды наступает предел, и древко ломается...
Для государственных армий древки отбирались и специально готовились. Так как ясень с трудом поддается пропитке, древко подвергали специфической обработке: закладывали в специальную кювету, где в течении установленного времени древесина пропитывалась горячим тунговым маслом. Такая процедура повторялась многократно, чтобы придать древесине требуемые качества.
Кроме пропитки маслом, дерево покрывали лаком или краской (цвета также использовалось для распознавания подразделений).
Регулярная последующая инспекция арсеналов на предмет условий хранения и качества запасённого оружия, проверка состояния материала, регламентная пропитка маслом и замена некондиционного материала - это далеко не полный список!
Наконечник копья тоже должен быть в рабочем состоянии.
Если это "простой", в основном для таранного удара, то он как минимум подлежал воронению, чтобы предотвратить быстрое ржавление в жарком и влажном климате.
Однако для копий цян чаще использовались наконечники с остро заточенной кромкой, за которой тоже необходимо было следить.
Кроме того, копье обычно состояло из трех основных элементов: наконечника, древка и навершия на торце древка. Это даже если не использовался бунчук из конского волоса, окрашенный в определенный цвет.
И за состоянием всего этого в должном порядке следовало следить, и обновлять или заменять при необходимости. Как военным, так и гражданским. Всем тем, кто не довольствовался простой палкой с наконечником, а предпочитал действительно грозное и качественно сделанное оружие.
В итоге, казалось бы очень дешевое оружие - в реальности было отнюдь не дешевым!
Оно непросто изготавливалось, а затем требовало особого ухода. Ну это если вам действительно нужно было поддерживать на должном уровне его превосходные качества как оружия.
Зато получилось длинно древковое оружие, которое могло:
- колоть, резать и наносить секущие удары наконечником;
- специальный усиливающий элемент в основании наконечника позволял наносить ударно-дробящие атаки;
- можно было использовать технические действия, основанные на естественной упругости древка из белого ясеня.
По просьбам читателей - наша любимая рубрика! :)
За столетия в народе появилось множество поговорок, связанных с копьем цян. Вот некоторые их них:
1. Копье попадает в голову птицы (枪打出头鸟 Qiāng dǎ chū tóu niǎo) - означает, что первый удар сильнее всех остальных и самый важный, это очень близко по смыслу поговоркой для меча-дао: увидел змею - отруби ей голову.
2. Используй копье вместо меча (以枪代刀 Yǐ qiāng dài dāo) - означает использование новых, более эффективных методов или инструментов для решения проблемы.
3. Каждое копье видит кровь (枪枪见血 Qiāng qiāng jiàn xiě) - означает, что каждый удар точен и эффективен.
4. Какое копье - такой и человек (枪如其人 Qiāng rú qí rén ) - означает, что выбор и состояние оружия отражает характер и личность человека.
В целом, копьё - это ещё и символ мужества, и силы в китайской культуре. Оно является одним из самых универсальных видов оружия и продолжает в наши дни использоваться уже в качестве спортивного оружия ушу.
Всем хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПб - 2023