Найти тему
Уголок Крокодилыча

Даль, Высоцкий и Папанов: три великих актера в одном фильме

Не знаю этого точно, но всё же рискну предположить, что Антон Павлович Чехов - безусловный лидер среди классиков русской литературы по числу экранизаций. Стал перебирать в памяти те, что видел лично, - на третьем десятке сбился со счета :)

Но самая любимая мной чеховская экранизация - это фильм Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек", снятый в 1973-м году по повести "Дуэль". Несмотря на несколько громоздкое название, она полностью соответствует, если можно так выразиться, и букве, и духу книги.

Экранизировать Чехова, если можно так выразиться, удобно. Антон Павлович - единственный, кто вошел в число великих русских писателей, не оставив после себя ни одного большого романа. Это просто не его жанр.

Однако многочисленные чеховские рассказы, повести и пьесы - то есть произведения относительно небольшого объема (ну, по сравнению с "Войной и миром", например), - для кинематографистов прямо-таки неисчерпаемый кладезь. Они идеально укладываются в размер полно- или короткометражного фильма.

Антон Павлович Чехов. Изображение с сайта sechenov.ru
Антон Павлович Чехов. Изображение с сайта sechenov.ru

"Дуэль" - одна из самых больших по размеру повестей Чехова, но и она вписалась в формат обычного односерийного фильма, в котором Иосиф Хейфиц собрал прекрасный актерский ансамбль, идеально подобрав исполнителей как главных, так и второстепенных ролей.

Вот, например, главный герой Иван Андреевич Лаевский - на первый взгляд, банальный развратник и прожигатель жизни, каких во все времена было немало. Распущенный, безвольный, скучающий, подверженный многочисленным порокам, живущий "во грехе" с чужой женой - вроде бы очевидный типаж. "Он научил жителей городка играть в винт... ему же обыватели обязаны сведениями по части разных сортов водок... прежде здесь жили с чужими женами тайно, Лаевский же живет с чужой женой открыто", - говорит о нем фон Корен.

Но за кажущимся легкомыслием Лаевского безошибочно угадываются внутренний надлом и лихорадочное стремление к забытью. За время от времени случающимися попойками - неудовлетворенность собственной жизнью и досада от бессилия что-либо изменить. Хочется сказать, что он живет примерно так же, как мотылек летит на огонь свечи. И всё больше и больше ощущает себя внутри заколдованного круга. А внутреннее напряжение нарастает - того и гляди, прорвется наружу...

И я глубоко убежден, что никто не смог бы сыграть Лаевского лучше, чем это сделал Олег Даль. Аристократически-хрупкий, порывистый, с тонкими интеллигентными чертами лица и потрясающим артистическим даром - он подходил для этой роли, как никто другой.

Олег Даль в роли Лаевского. Здесь и далее - скриншоты с копии фильма на сайте ivi.ru
Олег Даль в роли Лаевского. Здесь и далее - скриншоты с копии фильма на сайте ivi.ru

* * *

А вот и антагонист Лаевского - зоолог Николай Васильевич фон Корен. Жесткий, волевой, организованный, целеустремленный, непреклонный и непоколебимо уверенный в своей правоте человек.

Лаевский как живое воплощение всех человеческих пороков органически противен фон Корену, который ко всему прочему ещё и является адептом новомодной на тот момент теории социал-дарвинизма - проще говоря, идеи о том, что принципы естественного отбора и борьбы за существование распространяются и на отношения в человеческом обществе.

Фон Корен искренне убежден в том, что слабые и ничтожные должны уйти из жизни ради улучшения человеческой породы. От этой теории довольно легко перекидывается мостик к идеологии нацизма - что, собственно, и произошло с человечеством несколько десятилетий спустя, "но это уже совсем другая история" ©

Фон Корена не пугают жестокие меры - физическое устранение "хилых и негодных", принудительная отправка их в общественные работы или на каторгу и тому подобное. Он из тех, для кого цель оправдывает средства. И вот здесь как-то сама собой вспоминается цитата совсем из другого произведения:

Вор должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!

И, наверное, именно поэтому в роли фон Корена настолько органичен Владимир Высоцкий с его потрясающей энергетикой и харизмой. Собранный, подтянутый, внешне сдержанный и в то же время словно бы в любой момент готовый к прыжку - таков фон Корен в исполнении Высоцкого. И мне кажется, Чехов бы его одобрил.

Владимир Высоцкий в роли фон Корена.
Владимир Высоцкий в роли фон Корена.

* * *

А вот и доктор Александр Давидович Самойленко - немолодой, грузный, добродушный и любящий вкусно поесть :)

Доктор Самойленко живет в гармонии со всем миром, находится в дружеских отношениях как с Лаевским, так и с фон Кореном, и делает всё возможное для примирения между ними. Он несколько поверхностен, не склонен к отвлеченным материям и чем-то напоминает Максима Максимыча из "Героя нашего времени".

Но он - дворянин и человек чести. И что ещё более важно - он врач. То есть человек, призванный лечить и спасать жизни, воспринимающий болезнь как страдание и ценящий человеческий организм как сложнейшее творение природы.

И именно Самойленко произносит одну из главных - лично для меня - реплик в этом произведении. В ответ на аргументы фон Корена о необходимости истребления "хилых и негодных" во избежание вырождения человечества доктор отвечает:

Вот что я тебе скажу. Ежели людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию! К черту человечество!

Его хриплый голос звучит надрывно, а на глазах выступают слезы ярости. Эта реплика - крик души. Для Самойленко - врача, гуманиста и гедониста - категорически неприемлема сама мысль о намеренном истреблении кого бы то ни было.

И чтобы так сыграть эту роль, недостаточно быть просто хорошим актером. Нужно быть Анатолием Дмитриевичем Папановым - великим артистом с широчайшим диапазоном. Артистом, которому прекрасно удавались очень разноплановые роли - от разухабистых недотыкомок вроде Лёлика из "Бриллиантовой руки" до интеллигентов, внешне беззащитных, но обладающих стальным внутренним стержнем, как, например, в "Холодном лете пятьдесят третьего".

Анатолий Папанов в роли доктора Самойленко.
Анатолий Папанов в роли доктора Самойленко.

* * *

Отлично подобраны и другие актеры - все, как говорится, на своем месте, все органичны в своих ролях. Женственная Людмила Максакова в роли Надежды Федоровны, харизматичный Анатолий Азо в роли пристава Кирилина, совсем ещё молодой Ашот Меликджанян, блеснувший в роли дьякона Георгий Корольчук и все остальные...

Но Даль, Высоцкий и Папанов - эти трое, безусловно, стоят особняком. Как в отдельно взятом фильме "Плохой хороший человек", так и в истории нашего кино в целом.

И вот они, все трое. Через несколько секунд прозвучит слово "дуэль"...
И вот они, все трое. Через несколько секунд прозвучит слово "дуэль"...

#кино #литература #экранизация #классика #русская классика #великие писатели #советское кино #кино ссср #звезды советского кино #чехов

Спасибо, что дослушали куплеты ©

Автор приглашает подписаться на канал "Уголок Крокодилыча" , посвященный всякой всячине, и будет искренне признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность в рамках приличий и здравого смысла.