Периодически возникают ситуации, когда налоговые инспекторы злоупотребляя своими правами, запрашивают у налогоплательщиков огромное количество копий различных документов (речь идет о тысячах документов) с одной единственной целью – заставить налогоплательщика исправить декларацию по НДС в пользу отказа от возмещения НДС из бюджета. О том, как можно и нужно квалифицировать эти обстоятельства с точки зрения действующего законодательства РФ расскажет управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр) – Некрасов Николай Васильевич.
Я раскрою ее на примере условного предприятия (название компании не имеет принципиального значения), поскольку эта тема связана с НДС и касается буквально тысяч налогоплательщиков. Так вот условная производственная компания выпускает товары, находится на общем режиме налогообложения, является налогоплательщиком НДС. Причем периодически эта компания продает свои товары на экспорт по ставке НДС-0%, а закупает сырье и материалы эта компания в России со ставкой НДС-20%. Естественно, что в таком бизнесе, регулярно возникает ситуация, когда предприятие потребило входного НДС больше, чем возникло его обязательств по уплате НДС в бюджет. Т.е. возникает НДС к возврату из бюджета и это совершенно нормальная ситуация для такого бизнеса, она предусмотрена Налоговым кодексом. Т.е. ничего неординарного в этом случае не происходит.
Более того вся эта система с пониженными ставками НДС и для льготируемых товаров и для экспортных товаров, как раз и придумана законодателем, чтобы СТИМУЛИРОВАТЬ такой бизнес и ПОМОГАТЬ ему в его развитии. Мол, вот вам уважаемые бизнесмены денежки для поддержки Вашего бизнеса из бюджета, Вы ради бога только дальше развивайтесь, лишь бы только ВАШЕМУ развитию ничего не мешало. По сути сама по себе процедура, сам правовой механизм возврата НДС из бюджета, является прямым аналогом такого же финансирования из бюджета социальных объектов: например школ, больниц, детских садов. Она задумана законодателем одновременно и как механизм снижения цен на продукцию льготной группы товаров, и как механизм повышения конкурентоспособности российского бизнеса в ходе международной торговли, и одновременно и как поддержка любого российского бизнеса в тот момент, когда бизнес затратил НДС на входе больше, чем его обязан его в определенный момент заплатить в бюджет.
Так думал законодатель, когда вводил в закон нормы связанные с возможностью возврата НДС из бюджета. НО… к сожалению иногда совершенно не так думают налоговые инспекторы на местах. И то, что должно было стать механизмом поддержки любого бизнеса, становится механизмом «выдавливания» денег из бизнеса в бюджет.
Приведу пример. Когда наша условная компания (в декабре) внесла исправление в свою декларацию по НДС за 2-й квартал 2019 года, который напомню, закончился в июне, т.е. 6 месяцев назад. Сразу отмечу, что это исправление совершенно законное и более того, оно было заранее согласовано с ИФНС. После этого исправления в итоге декларации по НДС за 2-й квартал 2019 года возникла сумма НДС к возмещению из бюджета – буквально всего-то около 100 тыс. руб. небольшая сумма. Не 100 млн. руб.
Что Вы думаете? Следом из Инспекции тут же пришло требование к компании представить в Инспекцию в 10-ти дневный срок абсолютно все документы по этой декларации, включая все счета-фактуры, все провозные документы, все договоры, все накладные и т.п. А это составляет собой более двух тысяч листов документов.
Представляете себе объем копировальной работы, который нужно срочно сделать. А что этой компании делать больше нечего, как бумажки копировать тысячами штук? И кто это будет делать? Главбух? А у него, что другой работы нет? И главное - зачем? Поскольку совершенно очевидно, что эти тысячи откопированных бумажек в ИФНС никто ни смотреть, ни проверять в общем-то не будет. Весь этот запрос документов сделан лишь для того, что бы просто заставить налогоплательщика исправить декларацию, в которой заявлен возврат НДС из бюджета. Как будто налогоплательщик совершил преступление – завив в декларации возврат НДС из бюджета.
Почему я так думаю? Во-первых потому, что до того момента как возникла сумма к возмещению из бюджета у Инспекции никаких запросов всех документов по этой декларации не возникало, а три месяца для камеральной проверки уже давно прошли. Следовательно, из содержания ранее представленной декларации за 2-й квартал налоговикам все было предельно понятно и вопросов не возникало. Исправил налогоплательщик всего две счет - фактуры в результате которых возник возврат НДС из бюджета, так казалось бы и запросить следовало лишь эти две счет фактуры, и проверить их правильность и правомерность включения в декларацию.
Во-вторых, главный бухгалтер компании позвонил налоговому инспектору и спросил, в связи с чем возник этот запрос документов, объяснил инспектору, что этот запрос составляет огромное число документов. На что инспектор ответил четко и ясно - все дело в возмещении НДС из бюджета. Раз возникло возмещение из бюджета, то мы (налоговики) обязаны все тщательно проверить. Вот и шлите нам все Ваши документы. Но тут же инспектор подсказал …. и иной путь. Он сказал, что если компания исправит эту декларацию и, например, «уберет» из нее несколько счетов-фактур поставщиков, по которым полагается вычет НДС из бюджета, и общая сумма НДС по декларации после этого будет к уплате в бюджет, то запрос ВСЕХ этих документов налоговым органом будет отменен.
Из выше изложенного совершенно очевидно следует, что запрос у налогоплательщика ВСЕХ без исключения документов является для данного налогового инспектора лишь поводом, лишь «КНУТОМ» для своеобразного «вымогания» от налогоплательщика нужной налоговому инспектору декларации по НДС с итоговой суммой к уплате в бюджет, вместо возмещения НДС из бюджета.
Оказывается все очень просто. Налоговому инспектору безразлично, что законодатель механизмами возвратами НДС из бюджета, вообще-то задумывал внедрить в жизнь механизм реальной поддержки бизнеса, механизм его финансирования на определенных этапах его развития … например, на этапе когда налогоплательщик закупил какое-то дорогостоящее оборудование и закупил много сырья, а товаров еще не продал столько, что бы его обязательства перед бюджетом по НДС превысили его право на вычет НДС из бюджета. Инспектора эти вопросы поддержки бизнеса не интересны, ему надо, что бы НДС в бюджет платили все, а не забирали его из бюджета, и точка.
А я Вас «заставлю» платить НДС в бюджет, причем так «заставлю», что ВАМ мало не покажется, у Вас отпадет охота в следующий раз заявлять вычет НДС из бюджета – я полагаю так примерно думает этот налоговый инспектор, который буквально ВЫМОГАЕТ у налогоплательщика нужную ему (инспектору) налоговую декларацию, хотя очевидно, что налогоплательщик по закону имеет право на возмещение НДС из бюджета. Как видите вымогать с налогоплательщика можно не только взятку, но и налог к уплате в бюджет.
Возникает вопрос – а что налоговый инспектор не знает, что из себя представляет эта компания в контексте ставок НДС и экспорта? Ответ очевиден – прекрасно знает. Инспектор что не знает, что вообще-то у ВСЕХ предприятий периодически может возникать ситуация когда возникает возмещение НДС из бюджета, а уж для таких компаний-экспортеров это вообще-то вполне нормальное явление и это прямо предусмотрено Налоговым кодексом?
Хочется верить, что он должен это знать. Но … сомнения в этом вообще-то возникают. Потому что именно этот инспектор в это момент откровенно и беззастенчиво нарушает, положения закона и чинит экспортеру препятствия в его законном праве на вычет НДС из бюджета. Он (инспектор) наверное думает что таким образом укрепляет экономику региона и страны? Но на самом же деле как раз наоборот, он своими беспочвенными запросами ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ РАЗОМ, не основанными на реальной необходимости их проверки, наносит существенный вред экономике региона и страны.
Возникает второй вопрос – а что такого увидит налоговый инспектор в этих тысячах копий счетов-фактур, чего не указано в самой декларации по НДС, тем более что с 2017 года к декларации по НДС автоматически прилагается и вся Книга покупок и вся Книга продаж предприятия. В них указаны все счета-фактуры, в них указаны и все реквизиты всех поставщиков и реквизиты всех покупателей. Более того система АСК-НДС четко насквозь связывает все счета-фактуры по всей стране. И если бы у системы АСК НДС были вопросы, то их уже давно все бы решили.
Инспектор, оправдывая массовый запрос ВСЕХ документов, говорит, что, мол, всё надо тщательно проверить в связи с возмещением НДС из бюджета. А что обычную декларацию не надо тщательно проверять? И тем более кто же мешает, проверяйте декларацию, в ней все есть. У Вас на это есть три месяца. Если возникнут какие-то вопросы, пишите, звоните. Уверен, что если и возникнут вопросы, то это будут лишь точечные вопросы, к конкретным счетам фактурам. Так Вы их конкретно и запросите. Зачем же запрашивать тысячи документов?
На мой взгляд, такое положение дел недопустимо. Право налоговиков на запрос у налогоплательщика копий абсолютно всех документов в порядке камеральной проверки налоговой декларации по НДС, конечно должно быть, но это слишком уж МОЩНОЙ инструмент и пользоваться этим правом можно только в исключительных случаях. Это как огнестрельное оружие, им пользовать тоже можно, но только в ОСОБЫХ случаях. Так и в этом случае. Запросом у налогоплательщика АБСОЛЮТНО ВСЕХ документов можно только в явно чрезвычайных ситуаций. Образно выражаясь, надо семь раз подумать, прежде чем направлять в сторону налогоплательщика СТОЛЬ МОЩНОЕ ОРУЖИЕ. Для этого все-таки у налогового органа должны быть какие-то очень веские основания.
А при бесконтрольном использовании столь МОЩНОГО инструмента по любому случаю, и когда надо и когда не очень надо, легко налогоплательщика случайно и «убить». Надо всегда помнить, что налогоплательщик – это тоже живые люди.
Злоупотреблять правом недопустимо вообще НИКОМУ. А особенно недопустимо злоупотреблять правом со стороны сильной стороны, со стороны государственной власти. Это очень подрывает авторитет налоговых органов в глазах простых налогоплательщиков, в то время как авторитет налоговых органов должен быть абсолютно непререкаем и постоянно расти в глазах налогоплательщиков.
Такая ситуация порождает у налогоплательщиков чувство беззащитности и явной демонстрации силы, демонстрации неравноправия налогоплательщика и налогового органа перед законом. Поскольку налогоплательщик своими глазами видит совершенно очевидные злоупотребления правом со стороны самого налогового органа.
Сегодня я лично прекрасно понимаю причину, по которой компании ранее активно работавшие на рынке, сегодня более не желают работать с НДС, и предпочитают работать в размере выручки до 150 млн. руб. в год и переходят на «упрощенку», где нет НДС. Причем им страшен не сам по себе НДС, а то какими методами его «контролируют» налоговые органы. Реальные бизнесмены на своей шкуре знают, что как говорится «вспотеешь» бумажки копировать тысячами штук. Себе дороже будет. Получается что такие вот методы контроля НДС со стороны налогового органа, пример которого я Вам привел, являются тормозом к развитию бизнеса.
Спасибо за внимание. Удачи всем нам.