Найти в Дзене
Ural Fishing Stories

"Большие воды реки Чусовой" (рыболовно-природоведческий сплав)- Часть 2 - "Место встречи с голавлем изменить нельзя..."

Часть 1 - "Старт имени Старого Шайтана"

Утро третьего дня совсем не располагало к тому, чтобы выходить из палатки бодрячком и в хорошем расположении духа. Начиная с четырех утра, по тенту палатки постукивал дождь. И это безобразие продолжалось до десяти часов. В такие утренние часы спится откровенно крепко. Сквозь сон ты всегда понимаешь, что раз слышно удары капель, то у тебя есть полное моральное право мять бока в спальнике и дальше. Приятное ощущение.

Вид из палатки утром. Желание покидать укрытие совсем не появляется...
Вид из палатки утром. Желание покидать укрытие совсем не появляется...

План на день был таков. Пройти последние несколько километров до деревни Мартьяново. Там нужно будет закупить хлеба, потому что мы его сразу на все 14 дней с собой не брали. Мы очень верили в то, что разжиться этим продуктом получится вполне легко в любом поселении. Затем нам предстоял путь по реке дальше, по знаменитой Мартьяновской петле. Вечером по плану предполагалась стоянка напротив камня Большого Владычного, что было закреплено в нашем плане точкой на карте в навигаторе. Планировали провести весь текущий день в ходу, без отвлечения на рыбалку.
План простой, но как у нас принято уже издавна - существует он только в головах на тот случай, когда мы вдруг будем в неизвестности и неизведанности. Только тогда мы к нему возвращаемся. А без него нашими поступками и выбором правят Госпожа Импровизация и друг ее Слепой Случай.

Пока шли сборы, со стороны Высокой Горы то и дело раздавались звуки рева какого-то лесного животного. Казалось, что заблудший лось мычал то и дело, выбирая себе брод через Чусовую. Мы с Алексеем быстрым шагом проследовали по прилегающей дорожке в ту сторону, но когда подошли к примерному месту, откуда исходил рев, никого уже не увидели. Зато перед нами предстала красота самой Высокой горы, вершина которой пока еще утопала в утренних туманных испарениях. Зрелище умиротворяющее, как и практически вся природа Седого Урала в пасмурную погоду.

Высокая гора в утреннем тумане - яркий пример мрачности и и суровости Среднего Урала.
Высокая гора в утреннем тумане - яркий пример мрачности и и суровости Среднего Урала.

После завтрака мы наконец-то соизволили отбыть. Разместились в лодках, и быстрое течение реки сразу понесло наши судна вперед. Тяга была сильная и от стоянки мы удалялись быстро. До того момента, пока Алексей, проверив свои карманы, не огорчил нас новостью о том, что он не находит своего телефона. Пришлось сворачивать к берегу, пытаясь выгребать против струи. Получилось это у нас малоуспешно - припарковаться удалось только через сто метров от старта.
С телефоном все закончилось хорошо. Он выпал на галечник у стоянки, когда мы подтаскивали лодки к воде. Корпус и экран не пострадали совсем, видимо удар пришелся на добрый и мягкий камешек, который умеет уважать чужую технику.
Итак, второе отбытие за утро. Мы снова в лодках, радуемся и наслаждаемся красотами. И пока даже снова начавшийся дождик совсем не мешает.
Под отрогами Высокой Горы дорога проходит очень близко к реке. Терраса здесь маленькая и узкая. Видно, что колеи дорожки затоплены рекой. Уровень воды растет по-прежнему. Это удручающее известие.
Дождь усиливался. Вторил ему своими завываниями бродяга-ветер. Настроение постепенно опускалось, как стрелка бензобака в автомобиле.
По правому берегу глаз приковал к себе камень Сарафанный. Когда-то его внешний вид напомнил кому-то из барочных сплавщиков складки женского сарафана. Поэтому и получил отрог скалы такое запоминающееся название.

Камень Сарафанный (постоянный дождь заливал каплями объектив камеры)
Камень Сарафанный (постоянный дождь заливал каплями объектив камеры)

После острова Первого еще одна скала с колоритным названием - камень Худой. Если его рассматривать в целом, то каждый из его гребней напоминает выступающие ребра. Тут мы паркуемся, потому что замечаем выходящий из-под скалы родник. Вода кристально чистая и ледяная. В такую непогоду не каждый родник может этим похвастаться. Действительно, дальше на сплаве было очень сложно найти питьевой источник с прозрачной водой.

Камень Худой. "Кожа", да "кости" уральского хребта.
Камень Худой. "Кожа", да "кости" уральского хребта.

Время 15-20. Это немаловажная для рассказа информация. В это время мы останавливаемся в деревне Мартьяново. Достаем кошельки из гермомешков, оставляем Ксюшу с рацией караулить лодки и идем в деревню в поисках магазина. Находим его быстро. Называется он достаточно обыденно для таких малых поселений - "Василек". Но улыбку вызывает больше график работы, висящий у двери. Магазин работает с 9 до 15 часов каждый день. Беда... Облом... Неудача...Остаемся без хлеба минимум до Сулема. Вот такие пироги. Ну что ж, плывем дальше. Параллельно осматриваем подходящие к берегам мартьяновские домики и усадьбы. Практически не видно разрушенных строений, очень много новых и современных домов. Приятное впечатление. Кипит жизнь в деревне, что очень хорошо.

Единственное, что несколько смущает - это состояние подвесного пешеходного моста, связывающего два берега деревни. Какой-то он хлипкий, весь перетянутый проволокой, с торчащими досками. Не знаю вообще, используется ли он, либо признан уже аварийным (ПОПРАВКА: к 2021 году мост уже заменили на абсолютно новый и качественный!).

Старый подвесной мост в Мартьяново. Гулять по нему я бы не рискнул...
Старый подвесной мост в Мартьяново. Гулять по нему я бы не рискнул...

Впереди нас ждала Мартьяновская Дуга. Так называют на Чусовой участок реки, на котором наша уральская красавица закладывает лихой вираж в петлю. Длина петли - пять километров. А в перешейке всего лишь двести метров. Насколько я знаю, более нигде так Чусовая не изгибается.
Это место издревле использовалось, как волок. В демидовские времена тут стояли избы людей, которые оказывали услуги по перемещению плавсредств и грузов по перешейку, при помощи конной тяги. Поэтому камень в окончании Дуги и называют Переволочным.
Интересное это ощущение - выйти на берег в перешейке и прогуляться до тех мест, в которых мы окажемся несколько позже. Эдакий шажок в будущее. Ответ на извечный вопрос, что же нас ждет за поворотом.

Благодаря полученной информации, мы заприметили стоянку с навесом в аккурат напротив Переволочного камня. И дополнили наше решение по поводу ночной стоянки - у камня Большого Владычного мы осмотрим место, оценим, и если оно нам не понравится, то тогда мы спустимся до Переволочного и разместимся уже у него.
Когда мы вернулись к лодкам, то снова накатил сильный дождь. Это был самый сложный участок нашего пути. Встречный ветер срывал капюшоны дождевика, и капли дождя то и дело заливали за шиворот. Пока поправляешь капюшон, тот же встречный ветер разворачивает лодку. Так и воюешь. То с дождевиком, то с лодкой. При этом вообще уже ничего не хочется, кроме как плыть вперед - тут уж не до съемок, не до рыбалки, не до красот природы. Монотонная работа и прокачка воли.

Камень Палатка с небольшим гротом (аккуратно! - внутри все угажено нерадивыми туристами)
Камень Палатка с небольшим гротом (аккуратно! - внутри все угажено нерадивыми туристами)

После речки Каменки, которая бурно и задорно шумела по своим перекатам, погода подарила нам полчаса времени затишья. Да и мы как раз подплыли к моей заветной голавлевой точке этого года.
Сложно было себя заставить взять в руки спиннинг. Хотелось поесть и залезть уже побыстрее в спальник. Но рыбацкая порода нашей крови хочет только одного - поклевок и поимок. Поэтому "сакуровский" жук тут же оправился на аудиенцию к местным голавлям.
Вот что мне нравится в этом месте, так это то, что голавль тут стоит все лето. Ему не важна погода, не важен уровень воды. Все вокруг изменчиво, но данное место встречи с голавлем изменить нельзя.
За полчаса я поймал девять штук голавлей. Сильных, борзых. Единственное, уже не так радовал размер трофеев - на крючки уже иногда садилась откровенная мелочь в виде "стограммовых" рыбок. Но размер для меня всегда вторичен. Всегда рад трофею, но никогда не унываю и от стандартных мелких шустряков.

Рыбачил я до тех пор, пока снова не налетел следующий залп мороси и легкого дождя. Снова садимся в промокшие лодки, снова боремся с непогодой, превозмогаем и мечтаем о надвигающемся вечере. Проходим камни Еленкин, Малый Владычный. У Большого Владычного делаем небольшую съемку, заодно оцениваем местную стоянку. Забраковываем ее, потому что дров поблизости уже хороших нет. Да и поляна под палатку не сильно ровна.

Камень Большой Владычный
Камень Большой Владычный

Двигаем до Переволочного, в самое окончание Мартьяновской Дуги, где нас ждет более приятное местоположение, с навесом.
Обращаем внимание еще по ходу движения на камень Бабу Ягу. Смешное название, редко на Чусовой скалы называют конкретно в честь какого-то персонажа. Скалы напоминают больше бастионы какого-то старинного замка, неужели Баба-Яга променяла свою уютную избушку на что-то более солидное?

Бастионы камня Баба-Яга
Бастионы камня Баба-Яга

Вечером я уже ничего не снимал. Сил было уже немного, желания еще меньше. Бытовая организация стоянки занимала все оставшееся время.
Следующий день был запланирован под первую дневку этого сплава. Завтра мы наконец-то отдохнем, наберемся сил и порыбачим с берега.

Дни в календаре помечаются крестиком, километры водных струй постепенно убегают вперед, и наши приключения продолжаются... В следующих отчетах.
Благодарю за внимание, други!