Найти в Дзене

ПСАЛОМ 34: КОГДА ЗА ДОБРО ПЛАТЯТ ЗЛОМ

Оглавление

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Псалом 34 - это молитва-плач, выраженная с глубочайшим чувством и настойчивостью. Она написана благочестивым человеком, с которым несправедливо обходились те, кому он сделал добро.

Подзаголовок говорит, что его сочинил Давид. Мы не знаем ни точного времени, ни места его написания, но краткий обзор жизни Давида указывает нам на два периода, в течение которых он вполне мог сочинить его: когда Давид спасался бегством от Саула и когда подавлял восстание под предводительством Авессалома.

В псалме такой язык и такие эмоции, которые находят живой отклик у каждого, кто испытал предательство, насмешки, интриги, зло и угрозы от друзей и врагов. Автор понимает, что происходит, когда игнорируют проявленную человеком доброту, а те, кто ею воспользовался, отворачиваются и со всей жестокостью стараются ему навредить.

Как же справиться с душевной болью, когда на тебя нападают не только враги, но и друзья? Как молиться об этом? Давид являет нам в этом пример. Он просит Бога об особом решении. Что же это за решение?

I. РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ БУДЕТ ИСХОДИТЬ ОТ БОГА (ст. 1-8)

Давид хочет поступить так, как решит Бог. Он начинает с просьбы к Богу вступиться за него, встать на его сторону против врагов. Конечно, Бог более сведущ в том, как справляться с такими случаями, чем мы. Нас захлестывают эмоции личной душевной боли, и мысли путаются.

«Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною... Возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи меч, и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: “Я спасение твое”!» (ст. 1-3).

Прося Бога сразиться за него, Давид использует две метафоры. Слово “вступись” он берет из области юриспруденции, настойчиво умоляя Бога быть его адвокатом и обвинителем. Далее он использует военные термины, когда просит Бога выбрать оружие в Своем небесном арсенале для предстоящего сражения. Он говорит об оборонительном вооружении - щите и латах. Он также просит Бога взять наступательное оружие, меч, чтобы сражаться с теми, кто преследует Давида.

Но больше всего Давид хочет, чтобы Бог сказал ему, что Он будет его Избавителем. Его самое сокровенное желание - услышать от Бога такие слова: “Я твой Бог, и Я сдержу Свое обещание защитить тех, кто вступил со Мной в заветные отношения”.

«Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло; да будут они, как прах пред лицом ветра, и Ангел Господень да прогоняет их. Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель» (ст. 4-8).

Заявляя о своей невиновности, Давид просит, чтобы те, кто преследует его, смешались, растерялись и не смогли осуществить своих попыток уничтожить его. Он хочет, чтобы на них пала Божья кара.

Молитву Давида называют проклинающей. Подобные проклинающие молитвы были направлены против тех, кто противился Богу. В этой части молитвы мы насчитываем семь проклятий: “Да постыдятся и посрамятся”; “да обратятся назад”; “да... покроются бесчестием”; “да будут они, как прах пред лицом ветра, и Ангел Господень да прогоняет их”; “да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их”; “да придет на него гибель неожиданная” и “сеть его... да уловит его самого”. По сути, Давид просит Бога не дать им преуспеть в их злом умысле. Он молится, чтобы погибель, которую они замыслили для него, обратилась на их собственные головы.

В эти просьбы вплетается заявление Давида о своей невиновности. Он говорит, что у его противников не было причины поступать с ним подобным образом.

Это сильные просьбы, и нам они кажутся нехристианскими, но У. Эстерли отмечает следующее:

«Несмотря на страшную несправедливость, которую испытывает псалмопевец, Он нигде не выражает намерения или даже желания лично отомстить своим врагам и клеветникам. То, что он хочет их наказания, - вполне естественно, но он целиком предает это в руки Всемогущего. Вспоминается Рим. 12:19: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”; см. Втор. 32:35. Эта чистосердечная передача своего дела заботам всезнающего Бога свидетельствует в пользу подлинно искреннего религиозного чувства».

Роберт Алден так пишет о проклятиях в молитве Давида:

«Возможно, одно объяснение можно найти в природе упомянутой здесь ненависти. Это святая ненависть. Давид рассматривает недругов не столько как своих личных врагов, сколько как противников Бога и Божьего народа, а также Божьего плана. Царь настолько отождествляет себя с Божьим царством на земле, что любое противодействие ему видит как противление Богу. Враги не были под Божьим заветом. Они не верили в Бога. Они не были заинтересованы в развитии Израиля. Поэтому их нужно проклясть».

Разница между тем временем и христианской эрой состоит в том, что Христос учил Своих последователей молиться о спасении своих врагов (Лк. 23:34). Христиане должны понимать, что даже злые планы могут привести к распространению евангелия (Фил. 1:12), что Бог будет прославлен в молящемся и во всем, что должно произойти (Фил. 1:29), и что отмщение принадлежит Богу (Рим. 12:19).

Давид знает о Божьем обещании благословить тех, кто благословляет Божий народ, и проклясть тех, кто проклинает его (Быт. 12:3). В своей молитве он просит Бога исполнить это обещание. В ветхозаветные времена Бог сохранял народ до времени основания новозаветной эры и пришествия Его Мессии и Его царства, церкви. Для осуществления этого божественного плана требовалось осудить и разгромить врагов Божьего народа, и Бог время от времени делал это. В свете этих истин в ветхозаветный период Давид правильно делал, когда молился подобной проклинающей молитвой, но для христианина такая молитва не может быть приемлемой.

Оказавшись в ситуации, подобной той, в которой находился Давид, мы должны делать то, что сделал он: просить Бога дать решение. Молясь таким образом, в настоящее время мы можем просить Его действовать в согласии со Своей волей.

II. РЕШЕНИЕ, ЗА КОТОРОЕ ОН МОЖЕТ ПРОСЛАВИТЬ БОГА (ст. 9-20)

Во-вторых, Давид хочет такого решения, за которое он может прославить Бога. Он уверен в Божьей помощи. Он знает, что Бог придет к нему на выручку, и тогда он возрадуется тому, что сделал Бог (ст. 9)

«Все кости мои скажут: Господи! Кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?» (ст. 10).

В ожидании Божьего вмешательства Давид обещает воздать Богу славу и хвалу. С поэтическим преувеличением Давид говорит: “Каждая косточка моего тела возблагодарит Тебя”. Все его существо будет возвещать: “Нет иного бога, кроме Яхве. Он истинный Бог. Он избавляет призывающих Его и высматривает тех, с кем несправедливо обращаются”.

«Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня. Воздают мне злом за добро, сиротством душе моей. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою... Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. А когда я претыкался, они радовались. собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали; с лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими» (ст. 11-16).

Давид приводит некоторые факты из того, что происходит вокруг него. “Свидетели неправедные” высказываются против него. Возможно, некоторые из его бывших друзей говорили Саулу, что Давид хочет завладеть его престолом или вероломно убить его.

На него ополчились как раз те, кому он в прошлом делал добро. Когда они болели, он скорбел, постился, молился о них и поступал, как брат и друг. Он переживал за них, как если бы это была его собственная больная мать. Его молитвы об их благополучии не были услышаны, но он делал для них все, что мог.

Друзья, о которых он молился, стали его врагами. Их поступки переполняют Давида горем. Эти люди радуются несчастью Давида. Продолжая злопыхательствовать, они присоединились к тем, кто всегда старается навредить кому-то, и настроили их против Давида, которого они и не знали. Они растоптали его доброе имя.

«Господи! Долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов - одинокую мою» (ст. 17).

Давид умоляет, как и многие праведные люди, чтобы Бог положил конец его горю. Он говорит, что его душу нужно вырвать из лап окружающей его погибели, а его самого защитить от львов.

«Я прославлю тебя в собрании великом... чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно. Ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы» (ст. 18-20).

Давид заранее обещает Богу прославить Его в собрании за победу, которую Он даст ему. Он расскажет собранию, что Бог сделал для него.

Он молится, чтобы безосновательно ненавидящие его враги не торжествовали и не радовались его смерти. Он не хочет, чтобы они переглядывались, кивали головами и подмигивали, как бы говоря: “Удалось! Мы погубили его!” Эти люди, думает Давид, не остановятся и не удовлетворятся, пока не совершат большего зла. Давид довольствовался бы тихой жизнью вдали от Саула и его двора, но враги не позволят ему этого.

III. РЕШЕНИЕ, СОГЛАСУЮЩЕЕСЯ С БОЖЬЕЙ ПРАВЕДНОСТЬЮ (ст. 21-26)

В-третьих, Давид хочет такого решения, которое бы соответствовало Божьей праведности. Давид стремится все поверять Божьим праведным судом. Истина - вот критерий его оценки. Он просит Бога судить по Своей правде не только врагов, но и его самого.

«Расширяют на меня уста свои; говорят: “хорошо! хорошо! видел глаз наш”. Ты видел, Господи, не умолчи. Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой! Суди меня по правде Твоей... и да не торжествуют они надо мною. Да не говорят в сердце своем: “хорошо! по душе нашей!” Да не говорят: “мы поглотили его”. Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастию; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною» (ст. 21-26).

Беззаконники продолжают интриговать и лгать, громко предрекая скорое падение Давида. В противоположность тому, что, как они говорят, видели они, Давид знает, что видел Бог: его безвинность.

И снова Давид умоляет Бога встать на его сторону и сразиться за него. Он молится, чтобы Бог рассудил его и врагов в соответствии со Своей праведностью.

Давид говорит: “Боже, не допусти, чтобы мои враги поглотили меня со словами: «Он пал, как мы и хотели. Мы смогли уничтожить его»”. Давид молится, чтобы они облеклись в стыд, позор и бесчестие. Справедливость и правота должны восторжествовать. Давид хочет, чтобы Бог исполнил Свои обещания и проклял его врагов проклятием завета.

IV. РЕШЕНИЕ, КОТОРОМУ МОГУТ РАДОВАТЬСЯ БОЖЬИ ЛЮДИ (ст. 27, 28)

В-четвертых, Давид хочет такого решения, которому могли бы порадоваться добрые люди.

«Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: “Да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!” И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день» (ст. 27, 28).

Он хочет, чтобы те, кто с радостью воспримет его оправдание, сказали: “Господь избавил его. Восславим Господа, ибо Он не оставил раба Своего в трудное время”. Давид не хочет решения, которое бы противоречило истине, праведности и нанесло бы вред Божьему имени. Он хочет, чтобы решение по его делу и его исход принести Богу славу.

Давид еще раз обещает непрестанно хвалить Бога за избавление. Он расскажет другим о Его праведности и спасении, и они вместе станут прославлять Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пожалуй, сильнее всего могут болеть раны, нанесенные друзьями. Мы отдаем им свою любовь и время, утешаем и ободряем их, но когда наступают трудные дни и мы просим их о поддержке, они оставляют нас и даже объединяются с нашими противниками.

Легко прославлять Бога, когда мы в кругу друзей, когда у нас хорошее здоровье и никаких проблем. В такое благоприятное время мы можем произносить самые красивые молитвы и петь самые приятные песни. Однако наша вера претерпевает самую настоящую проверку, когда друзья превращаются во врагов, когда тела ломит от боли, а возникшие проблемы требуют немедленного решения. Какие молитвы мы произносим в таком кошмаре?

Псалом 34 подсказывает, что в самые мрачные ночи мы можем просить Бога сражаться за нас, и Он сделает это. Далее псалом говорит, что те победы, которые Он дает нам, исторгнут хвалу из наших сердец и сердец свидетелей нашего триумфа.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)