Ставя задачу подготовить детей к школьному обучению, Сухомлинский не сажал их за парты в душном классе, не требовал написания букв, чтения слогов, не дублировал школьной программы. Разумеется, он не взимал никаких денег за подготовку детей с их родителей. Что же предпринимал наш знаменитый ученый и практик, чтобы будущее школьное обучение стало для малышей приятным, радостным, эффективным?
Василий Александрович Сухомлинский работал директором Павлышской сельской средней школы на Украине. Был он не просто директором, но еще и ученым -- Член-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Для улучшения качества образования он решил начать с "нулевого" его этапа, то есть с подготовки детей к школьному обучению. В то время эта проблема не считалась такой актуальной, как в наши дни...
Он собрал списки детей, которым надлежало придти в 1-й класс на следующий год, и провел собрание с родителями этих детей, предложив начать подготовку к школе заблаговременно. Радости родителям это не принесло. Мамы посчитали, что данная затея "укоротит" и без того короткое время беззаботного детства их чад, лишит их радости. Но директор подробно объяснил свой план, и согласие было получено.
Подготовка детей к школьному обучению проводилась как серия развивающих прогулок учителя с ребятами по свежему воздуху. На первой же встрече с будущими первоклассниками каждому был вручен подарок - грозди душистого винограда. Учитель попросил ребят приходить на прогулки, пока нет холодов, босиком. Их школа, объяснил он, будет под голубым небом.
Все, что видели и слышали малыши вокруг во время этих прогулок, становилось предметом интересного обсуждения и пристального наблюдения: тучи и солнце на небе, курганы, травы, паутинки на кустах... Будущие ученики сочиняли устные рассказы и сказки об увиденном, слушали объяснения и рассказы учителя, делали зарисовки в альбомах, устно решали задачи, научились играть простые напевы на свирелях из камыша, ловили звуки музыки природы. Прогулки с каждым разом становились все протяженнее, задания все серьезнее.
Педагог наблюдал, как хорошо развивают и оздоравливают детей эти прогулки, как много пищи для ума и сердца они дают. Не разделяя, он системно осуществлял умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. В очередную встречу с родителями Сухомлинский попросил их давать своим детям на прогулку кусок черного хлеба с солью и две сырые картофелины. Мамы дружно ответили, что у их детей плохой аппетит, есть это они не станут, так как дома не едят и гораздо более вкусного.
Но мамы быстро увидели, как они были неправы. Щечки у ребят округлились, появился румянец, дети стали сильнее, здоровее, активнее. Их познавательная деятельность весьма улучшилась. Никто из них не мог бы отказаться от такого лакомства, как печеная картошка с хлебом у жаркого костерка, в кругу друзей, с любимым учителем рядом!
Разглядывая найденного жука, малыши символически познакомились с написанием буквы "ж". Жужжание помогало различать звук "ж" и букву "ж". Перегибая сухой ствол растения, они получили представление о написании целого слова - "луг"- и зафиксировали его под рисунком луга в своих альбомах. Капелька росы на травинке стала символической буквой "р". Позже в зарубежной психологии и педагогике станет очень модным такое "рисуночное" письмо. Ученики же Сухомлинского буквально выросли на нем.
Дети, с которыми он в непростое послевоенное время работал, вовсе не были паиньками. Кого-то воспитывала мачеха, кому-то хронически не хватало любви и внимания родителей, кое-кто уже получил серьезные уроки ненависти и агрессии, мучая и убивая животных. Был мальчик, безвинно потерявший руку, подорвавшись на фашистской мине. И все, каковы бы они ни были, получали безусловное принятие, понимание, право на сохранение индивидуальности.
В.А.Сухомлинский никогда не использовал в работе наказаний, резких одергиваний, унижения и устрашения детей. При этом он хорошо знал все особенности каждого ученика, обстановку в его семье, сотрудничал с родителями. Дети должны расти в красоте, любви, творчестве, игре, подчеркивал он.
"Сердце отдаю детям" - так гуманист назвал свою книгу о замысленном, прочувствованном, выстраданном, творчески свершенном. Даже в наши дни все, прочитавшие ее, изменяют свое мировоззрение, глубже чувствуют, дальше видят сокрытое. Это, включая реальный вклад педагога в образование и культуру, и есть главный ему памятник.
"Миссия педагога для меня в том, чтобы быть творцом детского счастья, врачевателем и исцелителем детских душ" (В.А.Сухомлинский)
Перед началом нового учебного года давайте всегда помнить об этом!