Найти тему
Сложное кино

Седьмой континент (1989). Кино об обществе.

Оглавление

Предисловие.

х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)
х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)

Помимо очевидного метафорического контекста про кино, телевидение и отношение зрителей к кино, а также исследования семейных отношений в контексте классической австрийской семьи Шоберов, Михаэль Ханеке решает проанализировать и разобраться в устройстве современного общества, его особенностях и недостатках.

Общество потребления.

Ханеке рассматривает европейской общество как общество потребления, где человеком движут лишь абстрактные ценности, а не реальные потребности. Все "духовные" возможности человека уходят на второй план, так как они не поощряют потребительские способности индивида.

Также, как и Бодрийяр, Ханеке рассматривает время в контексте наличия у него потребительской стоимости. Оно не может быть истинно свободным, поскольку его свобода предусмотрена и подсчитана структурой общества потребления. В традиционном смысле время исчезает – его деление на свободное, приятно или плохо проведённое больше не является фундаментальным критерием его различения. Досуг есть не более чем время восстановления работоспособности. Люди стали "отходами денег и времени".

В обществе потребления – время невозможно убить, его нельзя потратить вне системы потребления.

История двух миров.

Режиссёр решает проанализировать современное европейское общество, как сверху, так и снизу – с двух различных ракурсов: как с позиции уровня глаз взрослого и в какой-то степени состоявшегося человека, так и с позиции невинного детского желания понять что же всё-таки происходит в мире вокруг.

История двух миров – это история из мира взрослых и их "взрослых" ценностей, которые обезличены, как и само времяпровождение человека в контексте других таких же людей, и история из мира маленькой девочки, которая безуспешно пытается приспособиться к совершенно за рамками её понимания действительности.

Читайте также:

Михаэль Ханеке. Живой классик современного кино.

Топ 5 фильмов Михаэля Ханеке. От худшего к лучшему.

Мир взрослых.

Михаэль Ханеке разделяет мир взрослых на две составляющие: мир мужчин и мир женщин, причём это деление происходит скорее не по гендерному признаку, как таковому, а по психологическим особенностям и навязанным обществом ценностям для этих самых гендеров.

В мире взрослых необходимо вставать, когда звенит будильник, и ложиться спать после ужина, заезжать за продуктами после работы и общаться со своими родителями по телефону. Режиссёр обращает внимание на эти детали без какой-либо эмоциональной привязки, превращая таким образом составляющие быта в элементы монотонно повторяющихся из раза в раз действий, тем самым обесценивая их. Сводя своё существование лишь к удовлетворению базовых физиологических и личных потребностей в виде еды, секса и уважения на работе, человек становится биороботом, который не способен сосуществовать с другими биоробатами в контексте понимания семьи. Всё, что он делает, приводит его к инстинктивному отчаянию и непониманию своей роли в обществе и семье.

Мир мужчин.

Мир мужчин в мире "Седьмого континента" – это умственная работа, связанная с достижением каких-либо карьерных высот и регулярных повышений заработной платы. Таким образом, мужчина выделяется среди других мужчин и становится чем-то вроде того же предмета для потребления у женщин. Супруга может рассказывать о его "номинальной стоимости" матери или другой женщине, тем самым констатируя факт его принадлежности к предметному миру общества потребления. Подобно дорогой брендовой одежде, мужчина становится частью гардероба для женщины, который не стыдно показать на людях.

х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)
х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)

Работа мужчины в абстрактном понимании – это нечто умственно напряжённое – то, что как бы нельзя понять простым умом. Какие-то цифры, какой-то внеалгоритмический подсчёт и анализ правильных и неправильных составляющих этих самых цифр. Работа с загадочными машинами, как бесконечно тянущееся с детства желание покопаться в механическом устройстве мира – вот что составляет мир мужчин в "Седьмом континенте".

х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)
х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)

Карьерный рост является обязательной составляющей для мира мужчин, также как и конкурентоспособность у товара в магазине. Невозможно определить какой товар лучше без его цены. В мире общества потребления всегда проще ориентироваться по ценнику, чем по качественным характеристикам объекта. Поэтому успехи Георга в подсиживании своего начальника вызывают чувство гордости у его жены Анны.

х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)
х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)

Мир женщин.

Мир женщин в "Седьмом континент" метафорически раскрывается нам в контексте работы Анны, которая работает кем-то вроде окулиста или помощника окулиста. Она осматривает глаза у своих пациентов, выявляя тем самым дефекты зрения.

х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)
х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)

Другими словами, главным предназначением в мире женщин "Седьмого континента" является управление вниманием других людей: посмотрите вверх, посмотрите вниз - похоже, что у вас есть некие дефекты зрения. Женщина лучше знает куда нужно смотреть, куда нужно стремиться и поэтому является чем-то вроде ориентира для несведущей мужской и детской составляющей картины. Работа, заключающееся больше в наблюдении и анализе, чем в создании формально сложной оболочки для деятельности определяет женщину как компас "правильных" решений в мире "Седьмого континента".

х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)
х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)

Мир детей.

Мир детей в картине Ханеке показан нам глазами маленькой девочки Евы, которая однажды в школе притворяется слепой, тем самым указывая на свою беспомощность и отчуждённость в мире взрослых правил и следованию по указке. Всё, что может Ева, – это кормить таких же беспомощных и немых рыбок в своём домашнем аквариуме. Честный разговор с родителями может закончиться лишь отрезвляющей пощёчиной, а учительница в школе никогда не поверит её детским речам.

Школа.

Сама по себе псевдослепота Евы, равно как и длительные склейки через чёрный экран или работа её матери Анны окулистом, указывают нам на то, насколько ослеплено общество своими псевдоидеалами, насколько в нём отсутствует нормальное общение и понимание проблем ближнего. Учительница лишь собирается уличить Еву во лжи, а не понять почему она солгала. Важно научить Еву как "надо", а не разбираться в её внутренним устройстве личности и скрытых психологических комплексах. Учитель в школе лишь показывает "правильный" путь, но не объясняет почему он правильный или почему другие пути "неправильные". Основная задача унифицировать и привести к общему знаменателю, лишить идентичности и внутренних особенностей личности - становится основной проблемой в картине Ханеке. Как ребёнку не потерять свою индивидуальность, когда всё общество работает под конвейерное производство подходящих друг для друга деталей для всепоглощающей машины по созданию биороботов?

х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)
х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)

Дом.

Дом ничем не отличается от школы. Любое проявление самостоятельности или личного мнения будет наказано пощёчиной. Родители решают, когда нужно вставать, а когда ложиться. Это время также определяется не лично ими, а механизмами придуманными для поддержания их работоспособности. Никаких, как таковых, увлечений иметь не обязательно – если организм ест, то он способен работать или учиться, учиться тому как в дальнейшем работать – на этом строится вся повествовательная канва ленты в контексте отношений наставник-ученик или родители и ребёнок.

х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)
х/ф «Седьмой континент» (1989), реж. Михаэль Ханеке (кадры из фильма)

Итог.

Как итог, можно сделать вывод, что Ханеке идеально препарировал все актуальные проблемы современной европейской (и не только) жизни. Отделив всё важное от второстепенного, убрав свою личную эмоциональную привязку, режиссёру удалось наглядно показать, где скрываются недостатки современного устройства общества и семейного уклада. То, что режиссёр удалил все мешающие и отвлекающие зрения побочные факторы, позволяет зрителю более детально вглядеться в реально существующие проблемы – осознать, что правильно, а что нет и сделать свои собственные выводы.

Читайте также:

Седьмой континент (1989). Кино о кино.

Седьмой континент (1989). Кино о семье.

#кино #авторское кино #психология #социология #социальные проблемы