Идею сегодняшнего вояжа мне подсказали вы, уважаемые читатели. Мне задали вопрос, есть ли у меня идеи «путешествий» по России? Есть, конечно. Но я сознательно не углубляюсь в эту тему, потому что на просторах Дзена я вижу много замечательных каналов о путешествиях по российским городам, поселкам, природным заповедникам, и это действительно интересные блоги. Но я могу сделать несколько статей (буду их добавлять время от времени), в которых Россия, «русское» (люди, история, искусство…) так или иначе «присутствует» в... других странах.
Посмотрите на эти фото:
Это русские избы, не так ли? И если бы не название статьи, думаю, вы никогда не догадались бы, что эти избы находятся в Париже! Причем, в одном из самых богатых его районов. Избы спрятаны от посторонних глаз, а территория, где они находятся, ограждена металлическим забором.
Но нам, путешественницам, удалось пройти сквозь все ограждения и заборы! (Если серьезно, то просто в тот момент с закрытой территории выезжала машина, и мы с подругой Ириной, русским гидом в Париже, проскочили в открытые ворота.)
Итак, откуда же здесь взялись русские избы?
Избы остались в Париже как память о первом участии Царской России во Всемирной выставке 1867 года, проходившей на Марсовом Поле с 1 апреля по 3 ноября. (Начиная с Первой универсальной выставки 1855 года — Всемирной выставки трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств — и вплоть до конца 1930-х годов Париж был основным и наиболее известным местом проведения международных выставок, задуманных как интернациональные конкурсы-демонстрации новейших достижений промышленности, науки, техники, культуры и искусства.)
История подготовки и возникновения выставки началась в 1863 году, когда своим декретом император Наполеон III официально призвал нацию провести очередную Всемирную выставку. Четыре года шла подготовка. И, наконец, выставка была открыта. На ней были представлены достижения сорок одной страны. За полгода ее посетили девять миллионов человек.
Среди почетных гостей были король Бельгии Леопольд II, принц Уэльский и будущий Эдуард VII, русский царь Александр II, Король Баварии Людвиг II, султан Абдулазиз ( с двумя племянниками, будущими султанами Мурадом V и Абдулхамидом II), эмир Абд эль-Кадер, японский принц Токугава Акитаке, Отто фон Бисмарк и другие знатные особы со всего мира.
В качестве помощника генерального комиссара Русского отдела выставки был назначен Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев.
Русский отдел располагался в восьми галереях: первые две показывали предметы археологии и художественные произведения, остальные — изделия промышленности и земледелия. В русском отделе выставки демонстрировались многочисленные деревянные сооружения, среди которых русская изба, конюшня для лошадей с Императорского конного завода, помещения для экипажей и конной сбруи, жилище сибирских кочевников, киргизская юрта и якутская ураса.
Экспонаты из России в итоге получили 476 наград, в том числе два больших приза («Гран-При»): первый — академику Б. С. Якоби, второй — императору России за улучшение конских пород; было также множество золотых, серебрянных и бронзовых медалей.
Но вернемся к избам.
В одном из павильонов России была представлена русская деревня. Прогуливались здесь барышни в жемчужных кокошниках; ребята-половые носились с подносами, подавая щи, окрошку, разносолы, тарелки с ботвиньей и хрустальные вазочки с черной икрой. Чёрную икру французы прозвали "cochonnerie russe" (слово cochonnerie - жаргон, арго… можно перевести и как «вредная еда», и как «свинская еда») и говорили, что эту мерзость невозможно есть. (О, спустя полтора столетия черная икра — одно из самых дорогих лакомств у французов!).
Вот тогда французы открыли для себя новое слово "izba". А еще они увидели много интересного, экзотичного, необычного, одним словом — русского.
Что сохранилось с выставки? Сохранилась монументальная мозаика русского павильона, выполненная художниками Хмелевским, Бурукиным, Агафоновым и Муравьевым. После выставки мозаику установили, как и планировалось изначально, в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.
И сохранились ИЗБЫ!
После закрытия выставки часть Русского павильона — Избы, которые представляли типичную русскую деревню, были проданы. Французский архитектор Поль Бенар (Paul Bénard) перевез их на запад Парижа, где обустроил дома для четырех французских семей. Вот таким образом после закрытия выставки избы и остались в Париже. Один дом, модернизированный, в настоящее время находится на Rue des Écoles в Сан-Клу (пригород Парижа), а четыре других (те, что мы фотографировали), — в шестнадцатом округе Парижа, на вилле Босежур (Beauséjour), которая так и называется «Isbas de la villa de Beauséjour» («Избы на вилле Босежур»).
И пусть мы не совсем законным образом туда пробрались, зато получили массу удовольствия и приятных эмоций. Правда, один старичок тут же вышел из крайней избы и начал недовольно ворчать… мол, кто мы такие и зачем снимаем чужие частные владения?! Ну, зачем-зачем? Интересно нам, вот зачем!
Такая вот русско-французская история.
Благодарю всех, кто читает мой канал. Подписывайтесь!
Вскоре мы продолжим наше путешествие по странам и континентам!