«Учитель – это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна».
Э. Хаббарт
Моим учителям, любимым и не очень, посвящается.
Все персонажи и ситуации, имеющие место в данном произведении, являются вымышленными. Любые совпадения с реальными людьми и ситуациями, являются случайными.
Автор не обязательно разделяет отдельные высказывания и умозаключения фигуры рассказчика.
Стыдно не помнить имена своих учителей. Особенно тех, кто поощрял твои лучшие способности.
Занятно устроена человеческая память. Кто бы не пытался меня убедить, что все плохое со временем забывается, уступая место хорошему, жизнь убеждает в обратном. Да, хорошее, конечно же, помнится. Но и плохое никуда не делось. И разве это злопамятность?
Я сейчас не могу вспомнить имя и отчество моей учительницы по биологии в шестом классе средней школы. А ведь во многом благодаря именно ей я стал тем, кем стал. И в первую очередь это касается творчества. Я отлично помню мою классную руководительницу этого периода, учительницу русского языка и литературы Галину Михайловну. Не могу сказать, что она относилась ко мне плохо. Скорее у нас с ней были сложные отношения. А вот с учителем математики Татьяной Владимировной отношения были еще сложнее. Так получилось, что точные науки я невзлюбил с первого класса. Кстати, отлично помню свою первую учительницу Марию Яковлевну.
Дикая и непонятная. Когда ее начинал раздражать тот или иной ученик или ученица, она могла резко подскочить к нему или к ней и огреть указкой по рукам или даже по голове.
Отлично помню, как одна девочка из моего класса среди урока захотела в туалет, а Мария Яковлевна ее не отпустила. Так эта девочка взяла и пописала прямо под парту. Полагаю, что она сделала это не потому, что не могла дождаться перемены, а в знак протеста. Я совершенно не помню лицо и фамилию той девочки. Но зато на всю жизнь запомнил ее одинокую лужицу на полу, посреди учебного класса. Я смотрел на нее, как завороженный и не мог оторваться. Для моего детского сознания эта лужа была сродни вызову всем известным мне тогда моральным устоям. То, что сделала тогда та девочка, сегодня назвали бы отличным перфомансом. В последнее время появилось немало так называемых «свободных художников», а по сути, просто хулиганов, способных, к примеру, раздеться догола, вымазаться красками с головы до ног и бегать в таком виде где-нибудь по столичному проспекту. Конечно, их арестовывает полиция. Но в прессе их выходку называют не хулиганством, а вот этим самым модным словечком, под которым зачастую скрывается откровенная глупость и стремление обратить на себя внимание, попросту эпатаж.
А тогда эта девочка схлопотала указкой по голове и была направлена в туалет за половой тряпкой, которой ей предстояло вытирать за собой. Первый в нашей жизни проблеск моральной свободы был безжалостно стерт. Но запомнился всем, кто его видел.
Странная это была женщина – Мария Яковлевна. Уже пожилая, солидная. А нам было по шесть-семь лет. Мы ей во внуки годились. Почему она так с нами поступала? Трудно сказать. И как же меня удивила ее неожиданная забота обо мне, когда однажды на перемене я получил в лицо шариковой ручкой от моего тогдашнего друга и соседа по двору Димы по кличке «Пискля».
Дима промахнулся буквально на считанные сантиметры. Но его промах закончился не привлечением его родителей к ответственности, а я остался при своем глазе. Острие стержня шариковой ручки легко проткнуло тонкую кожицу под нижним веком. Кровь хлестала сильно. Мария Яковлевна потащила меня к раковине в туалете, намочила свой платок и приложила к ранке. При этом она кричала на «Писклю» и говорила мне что-то успокаивающее. Ее забота была удивительной и приятной для меня. Я неожиданно осознал, что в глубине души она не монстр в юбке, а вполне обычная женщина, не чуждая заботе о ближнем. Хотя не исключено, что Мария Яковлевна просто боялась ответственности. Ведь как классный руководитель она должна была следить за нашим поведением и пресекать любые конфликтные ситуации. А тут такое происшествие, лишь чудом окончившееся благополучно. А ведь вполне могли поставить вопрос о ее соответствии должности.
Сколько существует всевозможных определений того, что же такое наша с вами жизнь! С чем только ее не сравнивали и не сравнивают. Писатели и поэты, философы и простые обыватели находят как позитивные, так и негативные определения непостижимости и многогранности человеческой жизни. Мне же она представляется большой школой. Каждый прожитый день – это новый урок. И как в любой школе, в школе жизни есть свои отличники, хорошо усваивающие преподаваемые им уроки, свои середняки, которым приходится объяснять одно и то же раза по два, по три. И, разумеется, свои двоечники и прогульщики. Да-да, прогульщики! Не верите? А вы пройдите как-нибудь мимо магазина алкогольных товаров или мимо недорогого пивного бара. Возле подобных заведений, а также где-нибудь в подворотне или еще в каком-нибудь относительно укромном и плохо пахнущем месте, вы обязательно встретите подобных нерадивцев. Их несложно узнать. Как правило, у них опухшие лица, трясущиеся руки, нечленораздельная громкая речь. Из их немудрящих разговоров можно уловить мысль о том, что они-то про жизнь и про ее, по их мнению, сомнительное качество давно все поняли, а потому нет смысла ничего делать, кроме как прожигать эту самую жизнь, отчаянно прогуливая все преподносимые ею уроки.
Но таких нерадивых учеников все-таки меньше, чем остальных, которые, несмотря на всю сложность жизненного школьного образования, не пускаются во все тяжкие, а продолжают учиться до самой старости, открывая для себя все новые грани и направления жизни.
А ведь учиться чему-то жизненно важному можно не только у людей. Животные, насекомые и птицы могут научить очень многому. К примеру, возможным способам приспособляемости к окружающей обстановке и выживания. Кроме того, учиться можно и у сил природы. У воды – чистоте помыслов. У огня – яркости, теплу и зажигательности. У неба – бесконечности и глубине. У земли – основательности. А у ветра – легкости восприятия и способности достигать любых поставленных целей.
Если хорошенько разобраться, то фактически каждый встречаемый нами человек – учитель. Как правило, никто из нас не отдает себе в этом отчета. Но наши разговоры, умозаключения и поступки, на самом деле оказывают существенное влияние на других людей, с которыми нам выпадает встречаться, общаться и проводить время. Что уж говорить о тех людях, с которыми мы вместе живем. И в первую очередь о наших родителях.
#Родители - наши первые и во многом самые важные в жизни учителя. Опять же, далеко не все родители понимают, что их поступки, слова и отношение формирует мировоззрение детей, прививает тем либо положительные качества, либо развивает у них комплексы, с которыми им придется бороться, возможно, на протяжении всей последующей жизни или большей ее части. Велика вероятность их проигрыша в этой неравной схватке.
Не стоит подрезать крылья птице на первом в ее жизни старте. И если твой #ребенок, к примеру, хочет петь – не стоит его ругать за первые провальные попытки спеть то, что он слышит из радиоприемника. Да, не исключено, что у него нет природного слуха, и по этой причине он никогда не сможет петь хорошо. Но ведь ребенок об этом не знает. Он даже не понимает о каком таком "слухе" ты ему возмущенно талдычишь выпучив глаза и брызгая слюной. Он лишь осознает, что ты по какой-то причине им недоволен. Но он не в состоянии понять твоего возмущения. Ты лежал в соседней комнате на диване, читал газету или смотрел ТВ, потом услышал громкие певческие потуги своего ребенка, ощутил внутреннее раздражение и срочно побежал совершать акт родительского воспитания. Год до этого ничего такого не делал, ссылаясь на хроническую занятость и усталость, а тут вдруг вспомнил о том, что являешься родителем.
Но ведь он ребенок! Он еще только пробует эту жизнь на вкус! Он пока не может осознавать своих истинных возможностей. Да и кто из нас знает свои истинные способности?! Существует масса примеров того, как люди под воздействием обстоятельств открывали в себе способности, про которые они даже не подозревали.
Он слышит эту музыку внутри себя. Он хочет петь. Так пусть попробует! Если ему действительно от природы не дано петь, то он рано или поздно осознает это сам, но опытным путем. И самостоятельно поняв это, воспримет данный факт как должное. А если ты будешь на него орать и убеждать с пеной у рта в том, что у него, по твоему мнению, нет какого-то там слуха или еще каких-то способностей, ты ничего не добьешься, кроме развития у ребенка комплекса неполноценности.
А теперь представь себе такую ситуацию. Твой ребенок, лишенный тобой возможности петь только потому, что он мешал тебе отдыхать лежа у ТВ, много позже все-таки откроет в себе певческий талант. Что тогда будет? А скорее всего вот что - ненависть с его стороны по отношению к тебе, как к деспоту и глупцу. И кто может знать заранее о том, не перекроет ли она его естественную любовь к тебе, как к родителю.
Продолжение следует.
#школа
#День знаний
#учитель
#рассказ
#проза
#писатель
#творчество
#школа жизни