Найти тему

Кому они нужны, наши школьные уроки… Жизнь показывает, что только двум категориям людей

Ровно год назад, 1 сентября, прямо перед уроками, услышала следующее заявление: «В десять часов утра прервете ваш урок и сообщите детям о том, когда и каким образом закончилась вторая мировая».

Вот это поворот! - думаю. У меня знакомство с пятиклассниками, мы будем обсуждать животрепещущий вопрос, едят ли растения солнышко наше ложками или лучики ему обгрызают (все ведь говорят, что растение питается солнечным светом, но вот как оно это проворачивает?) и вдруг — дети, а теперь пятиминутка о подписании японцами капитуляции.

Представляете — пятый класс, первый урок на нашем этаже, первый день вообще у разных учителей, и вдруг такие тематические прыжки! Почему бы не собрать всех детей в актовом зале для воспоминаний о былом? Или не провести соответствующий классный час, как это и делалось в прошлые годы первого сентября? Зачем праздник знаний, который и так-то не особо праздник, обязательно приправлять военной историей?

В общем, сделала я вид, что запамятовала о второй мировой. Я учитель биологии, а не истории, с меня и взятки гладки.

Но вот подумалось мне: а кому вообще нужны школьные уроки?

С точки зрения администрации

Не нужны. Кроме вышеописанного примера могу привести еще. В позапрошлом году наша заместитель по воспитательной работе придумала такую фишечку: еженедельно по понедельникам на первом уроке давать детям информацию о каком-либо малоизвестном празднике.

И понеслась… День матери, день яблока, день прессы, день борьбы с мусором… Десятиминутная презентация.

А ничего, что у меня один урок в неделю в 5 и 6 классах? Соответственно, 10 минут от 45 — это почти четверть. Иными словами, четверть учебного времени в 6в (по понедельникам на первом уроке) потрачено впустую. Ау, ВПР!

Ну, я-то человек разумный. Никаких дней шотландских колли не проводила и не собиралась. А если бы пришли проверять, донесла бы информацию о времени с математическими выкладками. И программой бы сверху прихлопнула. А вместо шишечки - сборник заданий ВПР.

«Нам надо репетицию выноса флага провести, отпустите со своего урока таких-то».

Скрепя сердце отпускаю.

«Вася и Петя участвуют в WorldSkills, их неделю не будет». Ага, а еще неделю не будет учителя технологии, который их сопровождает. А то, что ВСЕ классы в школе на неделю остались без технологии, видимо, никого не волнует. Ничего, биологичка или историчка посидят в мастерской, за порядком последят, а что еще нужно?

Для тех, кто не в теме, WorldSkills — это такие соревнования рабочих специальностей: швей, автослесарей, парикмахеров, сейчас они прямо в тренде. Только не могу понять, почему школы должны соревноваться наравне с колледжами, в которых по этим специальностям учат. Ну, видимо, мне не дано.

"Завтра ровно 12.00 поем гимн".

"В пятницу учебная эвакуация. Но в связи со сами знаете чем эвакуации не будет. Ровно в 11.00 всей школой дружно смотрим учебный ролик".

Ролик идет три минуты. Скажите, почему не посмотреть его за десять минут до звонка? Посмотрели, обсудили, пошли дальше. Почему нужно разрывать урок, чтобы ни до ролика, ни после него ничего не успеть?

Так, про администрацию, думаю, понятно.

С точки зрения вышестоящих инстанций

«В четверг будут командные соревнования учителей. В команду назначены МарьВанна, ОльЮрьна, СанСаныч и ЮльТольна. Всем изучить материалы прошлых лет, это всего-то листов 150 в пдф, вы люди с высшим образованием, справитесь. Начало в четыре».

Почетно, конечно, ничего не скажешь. В такую команду взяли!

- Ага, - сказали люди с высшим образованием и добавили: - А ничего, что уроки у всех назначенных заканчиваются в пять пятнадцать?

Нет, когда-то, в допандемийные времена они заканчивались в три пятнадцать. Но теперь у нас разведение потоков, разное начало уроков и прочие прелести. Полагаю, что вышестоящие инстанции в курсе. И все-таки назначают соревнования на четыре.

Выглядело это так. Собрались у меня в кабинете. Учитель русского языка проводила в нем урок. Мы сказали детям: работайте над сочинением — а сами сели вчетвером за последними партами решать задания. При этом учитель английского ОльЮрьна привела еще и своих детей. Конечно, мы их попросили нам помочь. И дружной компанией в 52 человека набросились на тесты. Сколько там вместимость кабинета по СанПиНам? А, наплевать, всего ведь разочек!

Вы спросите, а где были и чем занимались дети еще двух учителей. А фиг их знает! Учительская олимпиада — превыше всего. Это не я сказала, это руководство так думает.

Нам в открытую говорят: вы уроки сегодня провели? - а теперь начинайте работать. Олимпиады, конкурсы, WorldSkills, проекты. Вот она, жизнь, а не ваши пестики с тычинками.

С точки зрения ученика

О, это вообще песня. И ее слова известны всем.

«Давайте мы тихо посидим, а вы нам что-нибудь расскажете» - это типичная философия непрофильных старших классов. Им нужны только те предметы, по которым они сдают ЕГЭ.

Если брать среднюю школу, что процентов 15 учится от души, еще столько же — из-под палки. Остальные смотрят на часы и томятся в ожидании перемены. Любят слушать истории, связанные с открытиями или учеными, любят конкурсы, викторины, КВНы и прочее развлекалово. И совершенно не любят что-либо учить.

В общем, спросите у любой сотни детей подряд, нужны ли им уроки…

С точки зрения родителей

Родители, в основном, люди разумные и детям своим хотят только добра. Хорошую учебу связывают с успешностью взрослой жизни, поэтому, как правило, ответят утвердительно. Да, уроки нужны. Вопрос только, какие именно.

С точки зрения учителя

Ну, уроки — это наша жизнь. Это стихия, это экосистема, в которой мы варимся, крутимся, творим и совершенствуемся. Не хотят эти ученики — находим других. Не устраиваем эту администрацию — ищем другую.

Вот и получается, что уроки нужны родителям и учителям. Так и идем по жизни под руку, рядышком. Учитель и родитель. Когда ссоримся, когда даже ругаемся, а чаще все-таки поддерживаем друг друга.

А где же дети, администрация и вышестоящее начальство? Им-то когда наш труд понадобится?

А вы что думаете по поводу срыва уроков со стороны руководящих работников? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.