В ночь с 9 на 10 ноября премьер-министром Армении, президентами Азербайджана и России было подписано заявление о прекращении огня, положившее конец войне в Нагорном Карабахе. Одним из условий в документе было указано восстановление транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связь основной территории Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой, между которыми пролегает Сюникская область Армении.
В планах — строительство железной дороги и автомобильного шоссе, которые позволят Баку осуществлять грузовые и пассажирские перевозки как между районами своей страны, так и с соседними Турцией и Ираном. Откроется и новый транспортный коридор для России, которая уже более десяти лет не имеет прямого железнодорожного сообщения с Арменией. К тому же для первой упростится снабжение военной базы в Гюмри.
От Нахичевани стальная магистраль идет как на север (этот участок нуждается в модернизации и частичном восстановлении), так и на юг автономии. В последнем случае она следует до города Джульфа, где одна линия, минуя мост через реку Арас, пересекает Азербайджано-Иранскую границу и далее тянется вплоть до Тегерана, а другая — на восток через Ордубад до границы с Арменией.
Для полноценного запуска железной дороги в Закавказье необходимо построить более 100 км новых путей на территории Физулинского и Зангеланского районов Азербайджана и Сюнинской области Армении. И восстановить дорогу от армянского города Ерасх до столицы Нахичеванской АР.
Азербайджан уже объявил о начале прокладки линии параллельно границы с Ираном от Горадиза до Зангелана, которые по прямой отделяет около 70 км. Через последний город до 1990-го проходила ветка, соединявшая Мендживан и армянский Капан; со времен Российской Империи в этом районе поезда ходили и в направлении Мегри. Но со временем часть путей была разрушена, а часть попросту разобрана и продана в Иран.
По словам главы Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, магистраль на этом участке будет сдана в эксплуатацию через два года. Средства на ее строительство уже выделены из госбюджета. По предварительным оценкам для реализации всего проекта необходимо около $450 млн.
До открытия полноценного железнодорожного сообщения через Армению Баку планирует использовать для грузоперевозок с Турцией автодорогу. Контролировать транспортный коридор на территории Армении будут пограничные войска ФСБ РФ.
Как заявил в апреле глава Азербайджана, Россия в лице РЖД должна принять и непосредственное участие в строительстве линии протяженностью 40 км, которая пройдет по территории Армении. Стальные магистрали этой страны находятся в подчинении ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» — одной из «дочек» ОАО «РЖД». Последняя пока никак не комментирует этот вопрос, и тема в целом остается открытой.
Транспортный проект после прекращения огня стороны обсуждали в Москве в январе текущего года. Возвращались к вопросу и позднее. Многие видят в восстановлении транспортного коридора преимущества для каждого из участников, а также других государств.
Например, появление нового пути даст возможность Турции забрать часть грузопотока, идущего из Китая в Европу, а также использовать альтернативный маршрут для доставки собственных товаров на рынки Средней Азии. В Армении по-разному относятся к инициативе. Одни говорят об экономических выгодах для страны, другие — об угрозе национальной безопасности, называя проект чисто политическим.
В феврале 2020-го стало известно, что Турция и Азербайджан планируют построить железную дорогу от Нахичевани до Карса через Ыгдыр. В конце того же года Анкара подтвердила эти намерения.
Читайте: Дорога неопределенности: проект самой длинной перемычки между Транссибом и БАМом