Найти тему
СердцеВедка

Обряд "перепекания" младенцев: как лечили детей от хворей на Руси?

Друзья, сегодня я расскажу Вам об очень интересном обряде, который проводили на Руси, обряде «перепекания» младенцев. Этот обряд, несмотря на свою древность, был невероятно живуч, в некоторых местах он сохранился до середины 20 века, а в некоторых живет и по сей день.

Что же представлял собой обряд «перепекания» и зачем он был нужен?

В современном мире в случае рождения слабого или недоношенного ребенка, его помещают в инкубатор и «доводят до нужной кондиции». У наших предков для этого была печка. Печка была в каждом доме, от нее зависело очень многое. Она грела, давала еду, спальное место. Не зря в русских былинах богатырь на печи сидел 30 лет и 3 года, медитировал, наверное. Это шутка, конечно, но вспомните русские сказки. Емеля на печи ехал, детки прятались от гусей-лебедей в печке, Баба Яга детишек на лопату сажала и в печь отправляла. То было в сказках, а в реальности к печке обращались для того, чтобы спасти дитя от недугов.

Кстати, Баба Яга здесь тоже была замешана, и не только в сказках. Сейчас расскажу, каким образом.

Про Бабу Ягу я уже писала в предыдущей статье, вы можете ознакомиться с ней здесь.

Вкратце напомню: Яга была красивой девушкой, женой Бога Велеса, проводником душ из мира живых в мир мертвых, эдакий аналог древнегреческого Харона. Помимо этого, Яга была умелым лекарем. Она любила детей, собирала сирот у себя в ските и растила их достойными людьми. А также лечила хворых деток огнем, «перепекала» их в русской печке. А после эту традицию лечения огнем переняли и славянские бабки-знахарки. И правда, не могла же Яга спасти всех детишек от недугов. Знахарки стали помогать. В современных сказках образ Яги сменился: из девушки она превратилась в старуху-отшельницу, сжигающую детишек в печи и поедающую их, обзавелась ступой, клюкой, метлой и костяной ногой.

Древний обряд «перепекания» не имеет ничего общего с «поеданием» детей.

Наши предки уподобляли рождение детей выпеканию хлеба. Хворого младенца обмазывали ржаной мукой, замешанной на воде из трех колодцев, оставляя свободными только рот и ноздри.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на лопату, привязывали к ней и трижды отправляли в печь. Только печка та была остывшая, теплая, без огня.

Перепекание проводилось минимум двумя людьми, зачастую это были мать ребенка, знахарка, повитуха, свекровь или просто самая старая женщина в селении.

Перепекание всегда сопровождалось определенными наговорами, а то и диалогом участников процесса.

Сам процесс поэтапно выглядел примерно так: в полночь мать, к примеру, остается с ребенком в избе. Печь к этому моменту уже остыла, просто теплая. Мать открывает окна в избе, внутри избы должно быть темно. Знахарка, свекровь или кто-то еще, кто участвует в этом обряде, стоит снаружи и спрашивает в открытое окно, кто там в избе находится. Мать ребенка отвечает, что в избе находится она сама и болезнь, называет, от какой болезни лечат ребенка. К примеру, чахотка. Знахарка советует матери выкинуть чахотку к ней за окно. Мать говорит, что не может, так как чахотка внутри ее сыночка сидит. Знахарка и отвечает, чтоб запекла мать ребенка в печке, чахотка из него и выйдет. Мать обмазывает ребенка тестом, кладет на лопату, привязывает к ней и засовывает в печь. Знахарка стоит под окном, либо бегает вокруг дома. Знахарка просит мать не «перепечь» сыночка вместе с чахоткой. Может предложить денег за ребенка.

Если в обряде присутствует «продажа» ребенка знахарке, то мать 3 раза помещает дитя в печь и три раза передает его через окно на лопате знахарке за монеты.

Если продажи нет, то мать просто 3 раза кладет ребенка в печь, и читает специальные наговоры.

Также класть в печь и читать наговоры может и знахарка или повитуха.

В конце обряда ребенка вытаскивают из теста или отдают собаке, чтобы та объела корку и освободила ребенка.

После этого, если обряд был с продажей ребенка, то знахарка забирает ребенка себе, а наутро отдает матери. Если без продажи, то мать оставляет ребенка дома, если обряд проходил дома, либо уносит домой, если обряд был в другом месте.

Вариантов такого обряда было огромное количество. Некоторые даже помещали детей над горящими углями, но на очень короткий срок.

Разумеется, были случаи, когда чадо не выживало. Славяне считали, что если ребенок после печи отправился в мир иной, то и без печи он бы все равно погиб от болезни. А если бы выжил, то стал бы крепким и сильным.

Был описан случай «перепекания» ребенка в печке в 1942 году во время Великой Отечественной войны.

Малыша полгода от роду, обмазали тестом и поместили в печь с наговором. По отзывам старшего брата этого младенца, тот выздоровел и перестал капризничать.

Вот такой обряд «перепекания» был на Руси.