Снова считаю чужие деньги.
Во-первых, растёт. Не так шустро, как хотелось бы, но прирост есть, этого не отнять.
Во-вторых, это немного сложнее.
Предположим, мы повысим вдвое зарплату учителям. Что нас ждёт после этого?
1. В школу ломанутся молодые специалисты. Казалось бы, этого мы ждали! (Справедливости ради, надо отметить, прирост молодёжи в школах всё-таки есть, ибо зп всё-таки растёт.) Молодые, да ранние, уверенные в том, что их в пединституте научили учить детей. Но мы-то с вами знаем, что в педе учат в лучшем случае натаскивать на ЕГЭ. Тут мне, кстати, довелось побеседовать как раз с таким свежей учительницей информатики из педа (весьма престижного ещё). Верите-нет: вычесть "столбиком" не справилась.
То есть, прежде, чем повышать зарплату, надо сначала что-то сделать с педвузами, чтобы оттуда выходили специалисты, а не вот это всё. Хотя бы как раньше, а лучше лучше.
2. Уменьшится необходимость в большой нагрузке: учителя смогут прожить на одну ставку. Но эффект будет против ожидаемого - часы отдавать не будут. Я в какой-то статье (или комментарии) намекал уже, что если резко поднять зарплату человеку, то да, он вздохнёт свободнее, пересядет с девятки на лексус, но работать лучше не станет. Потому что улучшится внерабочее состояние, а в школах так и останутся по 30 человек на класс и вагон отчётов. Школы-то от этого не изменятся. А человеку же всегда зарплаты мало. Если бы внезапно отменили требование "не более 36 часов", то думаете, учителя по 40-50 часов не нахватали бы? Ещё как нахватали бы, потому и существует это ограничение. Что тут можно сказать о росте качества образования?
То есть, прежде, чем повышать зарплату, надо сначала что-то сделать с условиями труда, чтобы действительно не было первых "Ы".
3. Больше зарплата - больше требований от руководства. Тут давеча классным руководителям стали доплачивать. Думаете, "классухи" вздохнули свободнее? Нет. Я прямо слышал, как администрации школ говорят что-то типа "чем бы ещё нагрузить классных руководителей за эти тысячи?". Кстати, в подтверждение п. 2 - многие учителя "вдруг" стали очень любвеобильными и, не смотря на удвоившиеся трудности, взяли по второму-третьему классному руководству. И анекдот про грабителя и учительницу ("Отдавай часы" - "Часы не отдам, отдам классное руководство") вдруг потерял актуальность.
Итог.
Всё, что я написал, можно было бы считать утрированием, этаким шаржем на школу. Кабы всё это не имело место в реальности. Я, вроде, показал, что даже небольшой рост чисто зарплаты без дополнительных вложений легко может привести к снижению качества образования.
И кроме того, немного объективности.
Образование у нас бесплатное, что бы ни говорили. В зарплату учителя из кармана родителей школьников не попадает ни копейки (хотя, есть и платные услуги, но их пока не считаем). Все эти огромные, просто колоссальные средства - из бюджета. Школ много (по данным Росстата в 2018 году было более 41 тыс.), и повышение зарплаты учителя за счёт государства даже на рубль очень весомая поправка к бюджету. Построить новую школу в регионе стоит порядка миллиарда рублей, обеспечить кадрами - и того больше. Чего уж говорить о центре. Кто в здравом уме и твёрдой памяти будет вбухивать такие средства, не ожидая даже малейшего прироста качества?
Это можно сказать не только об учителях, но и обо всех профессиях.
И закончу на позитиве.
Школы - это долгосрочное вложение в будущее. И это не только зарплата учителя, но здания, оборудование, ВУЗы, технологии и куча всего. И уж в это деньги вкладывают и не жалеют. Даже в ущерб настоящему.