Найти тему
еще одну серию

Черно-белая любовь: лучшие романтические фильмы из разных уголков мира (часть 3)

Оглавление

Окунемся сегодня в мир черно-белых фильмов о любви, снятых в эпоху цветного кино.

Цвет – одно из средств киноязыка, служащее самым различным идейно-художественным целям. Это может быть и погружение зрителя во время, это может быть и выражение точки зрения героя, это может быть и стилизация, и пародия, и контраст между одним временным отрезком и другим.

Девушка на мосту / La fille sur le pont

(Франция, 1999)

Девушка Адель собирается совершить самоубийство, спрыгнув с моста. Неожиданно там же оказывается метатель ножей Габор. Случайность или судьба? Шанс или звено в бесконечной цепи неудач?
Девушка Адель собирается совершить самоубийство, спрыгнув с моста. Неожиданно там же оказывается метатель ножей Габор. Случайность или судьба? Шанс или звено в бесконечной цепи неудач?

В этой с головы до пят исключительно французской ленте за черно-белой съемкой закреплена особая функция: она придает четкости выражению старых как мир бинарных противопоставлений, идущих здесь от 'черное / белое' до 'одиночество / единение', 'тоска / счастье', 'страх / смелость' и так далее. Этот фильм нельзя представить цветным. Здесь нет ни теплых, ни холодных тонов – все на пределе. Здесь буквально каждая деталь контрастирует с другой.

Первые минуты открывают нам героиню Ванессы Паради – заблудшую, по-детски наивную, но самоироничную девушку. Скриншотить можно весь диалог от начала до конца – в этом плане картина просто находка для девичьих пабликов.

-2

Кроме того, ах, эти немыслимые французские диалоги, которые неизменно полны шарма, обаяния и иронии:

-3

Не будем тратить лишних слов. Несмотря на незатейливую наивность фильма и ряд шаблонных судьбоносных совпадений, этот фильм на все десять «magnifiquement» из десяти.

Небо над Берлином / Der Himmel über Berlin

(Германия, 1987)

Ангелы летают над Берлином, читая мысли людей. Один из них готов сложить крылья и променять вечность в раю на земную жизнь с акробаткой из цирка.
Ангелы летают над Берлином, читая мысли людей. Один из них готов сложить крылья и променять вечность в раю на земную жизнь с акробаткой из цирка.

Не будем далеко уходить от темы цирка – вспомним ставший уже немецкой классикой «Небо над Берлином». Сложный для целостного восприятия фильм, затрагивающий от самых приземленных до основополагающих вопросов о нашем мире, но неизменно притягательный и с замиранием сердца (или что там у кого) пересматриваемый.

Романтическая линия здесь по большей части просто дает толчок к принятию решения главным героем. Пусть сама по себе она невероятно красива и трогательна, как только может быть любовь ангела к акробатке из цирка, но оказывается на периферии, если не сказать на фоне.

-5

Черно-белая палитра здесь служит своего рода разграничителем между своим и чужим мирами. С точки зрения ангелов мир черно-белый, без неожиданностей, четко выверенный, гармоничный, с точки же зрения смертных мир цветной и непонятный, сложный и хаотичный, потому что никогда не знаешь, что будет дальше.

-6

Со времени появления на экранах и по сей день «Небо над Берлином» остается одной из самых глубоких философских картин, неизгладимой из памяти и единственной в своем роде.

P. S. Большая любовь к создателям за Ника Кейва и Коломбо в кадре.

Милая Фрэнсис / Frances Ha

(CША, 2012)

У незадачливой Фрэнсис много проблем, но она не сдается. Она мечтает о большем, нежели может себе позволить, в то же время поступает отнюдь не по велению разума, но изящно, легко и беспечно.
У незадачливой Фрэнсис много проблем, но она не сдается. Она мечтает о большем, нежели может себе позволить, в то же время поступает отнюдь не по велению разума, но изящно, легко и беспечно.

Остается только гадать, чем может быть оправдана черно-белая съемка «Милой Фрэнсис». Одни считают, что это дань вуддиалленовскому «Манхэттену», другие угадывают в этом стилизацию под американские комедии 60-х, третьи разделяют мнение о том, что такая палитра направлена на еще пущее исключение возможности определить время событий, происходящих на экране. И действительно, посмотрев фильм, трудно сказать, когда в точности это могло произойти.

-8

Несмотря на упоминания Марселя Пруста, Вирджинии Вулф, Уолдена, не стоит искать в этом фильме глубину. Он донельзя простой и поверхностный, но теплый и приятный.

Персонаж Адама Драйвера стал украшением этой истории. Улыбка не сходит с лица при каждом его появлении на экране.

-9

Благодаря Фрэнсис у нас теперь есть новый термин «несвидабельность»:

-10

В итоге перед нами воздушный и ламповый фильм для уютного вечернего просмотра. Уверена, каждый найдет что-то свое в Фрэнсис, упрямо вперяющей мечтательный взгляд в будущее.

-11

Холодная война / Zimna vojna

(Польша, 2018)

О любви певицы Зулы и дирижера Виктора в рамках никого не щадящей системы.
О любви певицы Зулы и дирижера Виктора в рамках никого не щадящей системы.

Здесь прибегание к черно-белой съемке подчинено достижению, казалось бы, наиболее очевидной цели – стилизация под ретро. Это само по себе создает притягательную атмосферу, но если учесть еще и особенности раскрытия характеров героев через картинку, обстоятельства, в которые они помещены, пространство, то на выходе получаем красивую романтичную историю о мужчине и женщине.

-13

Они теряют и находят друг друга в разное время и разных локациях. На каждом углу их подстерегает неумолимая сила обстоятельств. При этом лейтмотивом проходит утверждение и победа любви, преодолевающей время и пространство, переживающей мир и войну.

Однако и торжеству любви в «Холодной войне» суждено сопровождаться шекспировским трагизмом. На то она и вечная.

-14

Артист / Artist

(Франция, Бельгия, 2011)

Оскароносный фильм о любви статистки к известному актеру немого кино на фоне разрушения старых порядков и утверждения новых.
Оскароносный фильм о любви статистки к известному актеру немого кино на фоне разрушения старых порядков и утверждения новых.

Завершаю подборку еще одной французской нетленкой. Сахарок, как говорят, на дне, десерт оставила напоследок. В «Артисте» Мишеля Хазанавичуса гениально все от первой до последней секунды.

-16

Черно-белый немой фильм (не без использования современных приемов) рассказал зрителю такую историю, которая приковывает глаза к экрану и ни позволяет отвлечься ни на что иное.

С мастерством и любовью к истории кинематографа использованы клише и штампы, будь то типичные имена и названия фильмов, как то «Русское дело», «Немецкое дело» и так далее, или танцы, неуклюжие столкновения героев, одна одиночная сцена Пеппи с мужским костюмом чего только стоит.

-17

Особое внимание уделено деталям. Так живо и минималистично передан ряд моментов: провал фильма Валентайна – через шагание прохожих по постеру, его алкоголизм – через бутылки в ящике, презрение его собственной женой – через разрисовывание ею его фотографий в журналах.

Еще одним изобретательным моментом оказался звук во сне Валентайна для передачи страха перед звуковым кино. Просто блестяще!

«Артист» – один из тех редких фильмов, который вызывает слезы именно умиления – и ничего больше. Финал доказывает, что нельзя найти выход только в одном случае – из могилы. В остальном – все в наших руках!

-18

___

Продолжение следует...

Ссылка на часть 1: Love / 사랑 / Amore / प्यार / Aşk: лучшие фильмы о любви из разных уголков мира

Ссылка на часть 2: Любовь / Älska / Amour / Љубав / Liebe: лучшие фильмы о любви из разных уголков мира

На правах новичка прошу подписок и активности. Пишу не ради монетизации, а для вас.

С любовью.

-19