Cто тысяч долларов за оригинального персонажа в игре, миллион за гифку, десять миллионов за ссылку на сайт.
«Цифровой океан» разобрался, как NFT-токены создали новый рынок искусства и кто все эти люди, готовые платить огромные деньги за файлы, доступные всем и бесплатно.
Котиков любят все, но вряд ли так сильно, как анонимный коллекционер и геймер, который в 2018 году выложил 140 тысяч долларов за виртуальную кошечку для игры CryptoKitties.
Впрочем, и эта сумма меркнет в сравнении с результатами аукционов цифрового искусства начала 2021 года.
За 7,5 миллиона ушла пиктограмма CryptoPunk, а коллаж Майка Винкельманна «Ежедневно: первые 5000 дней» оценили почти в 70 миллионов долларов.
Он стал третьим в рейтинге самых дорогих произведений, проданных ныне живущими художниками. Между тем никакого коллажа физически не существует.
Как и «криптокошечки», эта работа — лишь графический файл, к тому же широко доступный. Ничто не мешает любому желающему открыть его, переслать другу или сохранить копию на свой компьютер, и она будет совпадать с оригиналом с точностью до бита.
Пока сделать это может любой желающий, такая картинка не стоит ничего. Но к ней можно привязать код, который удостоверяет передачу прав на произведение от автора покупателю.
- Такой невзаимозаменяемый токен (non-fungible token, NFT) не подменишь и не подделаешь. Он укажет на единственный оригинальный файл, а значит, единственную из копий, имеющую ценность и цену.
Благодаря NFT цифровое искусство и другие виртуальные активы становятся предметом торговли и нешуточных страстей.
ТРЕНИРОВКА НА КОШКАХ
Известный предприниматель и основатель компании Glitch Анил Дэш утверждает, что все началось еще в начале 2014-го.
На хакатоне Seven on Seven он услышал, как художник Кевин Маккой жалуется на постоянные не приносящие никакой отдачи перепосты его работ в Сети.
Это было время первого бума популярности криптовалют, и блокчейн-технологии оставались у всех на слуху. Используя их, команда Дэша и Маккоя создала первый прототип системы «монетизируемой графики».
Блокчейн — это база данных, которая хранится и обновляется распределенно на множестве компьютеров. Благодаря этому внесение несанкционированных изменений в нее практически невозможно: для этого пришлось бы взломать тысячи машин, соединенных в сеть.
- Блокчейн может стать надежной «бухгалтерской книгой» для учета сделок и даже обмена денежными средствами.
Всем известна криптовалюта биткойн и ее ближайший конкурент эфириум. Но Ethereum — это не только виртуальные деньги.
«Платформа поддерживает систему смарт-контрактов. Она позволяет связать ячейки базы данных (токены) с самыми разнообразными цифровыми активами или просто указать ссылку на любую веб-страницу. Например, на ту, где лежит исходный файл, — объясняет Хуррам Пиров, эксперт в области блокчейна и VR-технологий. — Сама работа в блокчейне не сохраняется. Токен лишь привязывает файл к данным о всех его владельцах, прошлых и нынешних».
Поэтому именно Ethereum использовали Дэш и Маккой для своей «монетизированной графики». Однако их презентация перед публикой в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке прошла без ажиотажа. Настоящую популярность такой технологии принесли все-таки котики.
В конце 2017 года была запущена онлайн-игра CryptoKitties, в которой надо разводить, собирать, обменивать и, конечно, продавать виртуальных животных разных видов и цветов.
Технология здесь та же: каждая кошка уникальна и привязана к своему неповторимому (невзаимозаменяемому) токену в блокчейне Ethereum.
Для создания новой нужно скрестить уже имеющихся и заплатить за минтинг (от англ. mint — чеканить монету), то есть за создание нового NFT.
__________________________________________________________________________________________
Инструкция для художников. NFT — это легкость выхода на рынок современного искусства, свобода от диктата галерей и кураторов. Произведение можно выпустить «ограниченным тиражом», предлагая несколько десятков или сотен токенов разным покупателям. Многие платформы обещают еще и процент с каждой следующей перепродажи произведения. Правда, за минтинг, создание в системе нового NFT, придется сделать первоначальный взнос от 10 до 100 долларов.
__________________________________________________________________________________________
ИСКУССТВО НА РЫНКЕ
Азарт, охвативший игроков в CryptoKitties, оказался так велик, что вскоре на котиков приходилось более 10 % всех транзакций в сети Ethereum. Вместе с ними пришла и популярность технологии NFT.
Стартапы и корпорации начали создавать собственные токены для извлечения реальной прибыли из виртуальных ценностей — не только на Ethereum, но и на других подходящих блокчейн-платформах.
Нельзя сказать, что цифровое искусство — главный актив, которым торгуют через NFT.
- По статистике проекта NonFungible.com, 41 % токенов используется в игровой индустрии, 36 % — для продажи коллекционных предметов и только 4 % — в области искусства.
В самом деле, рынок художественных произведений — это прежде всего рынок долговременных инвестиций для людей, которые могут себе их позволить. Но кто будет вкладывать серьезные суммы в какой-то фрагмент кода, в файл, который любой желающий может скопировать? Лишь несколько лет успеха криптовалют показал покупателям, что код может быть действительно надежным активом.
А интерес мировых звезд и несколько громких продаж убедили, что NFT подтверждает подлинность оригинальной работы не хуже (а то и лучше), чем подпись автора на холсте.
«Нынешнего бума NFT, пожалуй, никто не ожидал. Думаю, что это связано с рядом звезд, громких проектов и акций, таких как сжигание работы Бэнкси с одновременным выставлением цифрового токена на продажу. Думаю, интерес подогрели мировые знаменитости и подписчики их соцсетей», — считает Хуррам Пиров.
Свои произведения выставили на торги создатели сериала «Рик и Морти» и канадская певица Граймс, жена Илона Маска.
К началу 2021 года рынок NFT-искусства вошел в эпоху «золотой лихорадки». Цифровые художники бросились регистрироваться на NFT-площадках и минтить токены для своих работ. «Кристис», аукционный дом с 250-летней историей, начал продажи файлов.
Появились и первые мошенники.
ТИШИНА НА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Украсть NFT, пожалуй, не легче, чем картину из музея. Для этого требуется доступ к чужому криптокошельку, что обычно удается лишь при определенной беспечности владельца.
Поэтому главным видом преступности здесь остается кража авторских прав. Мошенники используют боты, которые широким гребнем проходят по аккаунтам художников в Twitter, Instagram и других социальных сетях.
Собранные работы автоматически регистрируются на NFT-сервисах и идут в продажу без какого-либо уведомления их создателей. Чтобы привлечь внимание к проблеме, арт-критик Бен Льюис даже пообещал «токенизировать» цифровое изображение «Спасителя мира» Леонардо да Винчи.
Но главные претензии к NFT звучат со стороны защитников окружающей среды.
- Каждая транзакция в блокчейне требует немалых вычислительных ресурсов, так что сегодня на работу сети Ethereum ежегодно расходуется 31 тераватт-час — столько, сколько тратит за то же время Нигерия с 210 миллионами жителей.
Одна только продажа коллажа «Ежедневно: первые 5000 дней» на «Кристис» потребовала энергии, которой хватило бы на год 13 домохозяйствам. Она привела к выбросу в атмосферу дополнительных 79 тонн углекислого газа. Торги за NFT-ролик Граймс наполнили атмосферу еще 70 тоннами.
__________________________________________________________________________________________
Инструкция для коллекционеров. В интернете работает целый ряд площадок, торгующих произведениями цифрового искусства с помощью NFT. Самые известные из них — OpenSea, MakersPlace, SuperRare. Для покупки на таких сайтах потребуется криптовалюта, обычно Ethereum. Среди них выделяется проект Nifty Gateway, который позволяет использовать обычные кредитные карты. Однако Nifty Gateway, по подсчетам экспертов, занимает второе место в рейтинге самых «неэкологичных» NFT-платформ после OpenSea.
__________________________________________________________________________________________
Некоторые ответственные люди обращаются к NFT-платформам, которые разработаны с учетом этой проблемы и потребляют меньше. Так, знаменитый художник Дэмьен Херст выставил один из своих проектов на сервисе Palm.
«Говорят, что это настоящий прорыв, и блоки базы данных обсчитываются в этой системе на 99 процентов эффективнее, — добавляет Хуррам Пиров. — Но блокчейн работает, пока в нем достаточно много вычислительных мощностей, что требует интереса пользователей и разработчиков. А интерес пока за привычными протоколами на базе Ethereum».
Действительно, разговоры о применении энергоэффективных блокчейн-платформ начались еще с первого бума биткойна, но никаких реальных решений проблемы так и не появилось.
Возможность получения сиюминутной выгоды оказалась сильнее любых благих побуждений, а добыча криптовалюты здесь и сейчас — привлекательнее ожидания более «экологичных» решений.
Показательна одна деталь, о которой вспоминает Анил Дэш.
По его словам, на первой презентации технологии фраза «монетизированная графика» вызвала смех среди публики, состоявшей в основном из художников.
Вторая презентация проходила на конкурсе TechCrunch Disrupt. Зал был набит техногиками и представителями корпораций в поисках очередного стартапа, который мог бы «выстрелить» и принести настоящую прибыль.
Здесь слова о «монетизированной графике» оказались уместны, и никакого смеха в аудитории уже не звучало. У прагматиков нюх на перспективные технологии лучше, чем у романтиков. Даже когда технологии, казалось бы, предназначались последним.
___________________________
Наш онлайн-портал ➡️ digitalocean.ru
СОЦСЕТИ:
▪️ Instagram: instagram.com/digital.oc
▪️ Facebook: facebook.com/digitalocean.magazine
▪️ Twitter: twitter.com/digitalocean_ru
▪️ Вконтакте: vk.com/digitalocean_ru
▪️ Яндекс.Дзен: bit.ly/digitalocean_magazine