Нередко велосипедисты становятся причиной ДТП. Но кто виноват в этом?
Их статус в дорожных ситуациях до сих пор остается не совсем уточненным.
Да, о них написано в Правилах дорожного движения и прочих законодательных и нормативных документах. Но далеко не все вопросы относительно них урегулированы.
Поэтому многие велосипедисты такими недоработками вовсю пользуются. Так, они могут ехать вместе с транспортом по дороге – и через минуту переместиться на тротуар и двигаться там вместе с пешеходами.
Так кто они все-таки больше: водители транспортных средств или пешеходы? И, в частности, должны ли водители их пропускать на зебре?
Начнем с того, что п. 24.8 Правил дорожного движения запрещает велосипедистам переезжать по дороге по зебре.
Многие водители ухватятся за этот пункт: аха, вот оно!
Но не спешите.
У многих велосипедистов возникнет вопрос: а как, собственно, они тогда могут переезжать дорогу, если не по пешеходному переходу? Только сойти на землю и перевести свой 2-колесный транспорт вручную. И тогда они «легким движением руки» из велосипедистов «превратятся» в пешеходов.
Дело в том, что в Правилах дорожного движения прямого указания об этом нет.
Ну, с регулируемыми перекрестками и с переходами на них всё ясно. А что с нерегулируемыми?
Любой юрист скажет любому водителю: пропусти любую 2-ногую и 2-колесную «помеху» через зебру. :) Даже если эта «помеха» нарушает Правила дорожного движения. В противном случае столкновение очень даже может быть расценено как вина автовладельца.
И с этим сложно не согласиться.
Правда, некоторые правоведы также уверяют: мол, зато если велосипедист притормозил на обочине дороги и стоит с вопросительным лицом у зебры (кто 1-й должен двигаться – он или авто?), машина может запросто проезжать переход.
Но лично я не стану этого советовать. Напомню: сошедший на землю велосипедист автоматически может расцениваться как пешеход, а непропуск пешехода на зебре – прямое нарушение Правил дорожного движения.
Сами же «погонщики» велосипедов, передвигаясь по проезжей части, обязаны в любом случае соблюдать все установления Правил дорожного движения. Например, они должны:
1) проезжать дорогу и разворачиваться лишь там, где нет запрещающих знаков, но имеется специальная прерывистая разметка;
2) дожидаться зеленого сигнала светофора для возобновления движения. Речь о сигналах для водителей;
3) пропускать пешеходов от остановки к подъехавшему общественному / маршрутному транспорту;
4) не поворачивать в местах с плохой видимостью дороги и в тоннелях, на железнодорожных переездах и на мостах, на путепроводах, эстакадах и под ними;
5) управлять велосипедом только 2 руками, но никак не 1 рукой;
6) и проч.
За невыполнение этих и других норм Правил дорожного движения утвержден административный штраф в размере 800 руб. (см. п. 2 ст. 12.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Правда, других штрафов для велосипедистов у нас нет. Но как знать – может, еще скоро установят?
Кстати, заметьте, большинство перечисленных выше правил для (движущихся) велосипедистов приравнивают их к водителям транспортных средств.
Более того: нанеся вред пешеходам, велосипедисты (опять же, движущиеся) обязаны отвечать за это, как автовладельцы.
Правда, разница в данном случае – в отсутствии у велосипедистов полисов страхования ОСАГО или КАСКО, а также в разных масштабах последствий столкновений.
Одно дело – когда мне как велосипедисту случилось как-то (каюсь!) наехать на ногу пешеходу... точнее, пешеходке в огромных модельных туфлях. Не выслушав моих скорбных (ну, почти) извинений, дама долго кричала мне вслед... Но это были кpики не бoли, а возмущения. :)
И совсем другое дело – если вдруг машина (не дай Бог!) кого-то тoлкнyла...
А может, и зря у нас нет ни ОСАГО, ни КАСКО для велосипедистов? Если мы их приравниваем (хотя бы частично) к управляющим транспортными средствами, то почему бы не ввести им специальную страховку?..
Также в продолжение «пограничной» (водители и все остальные) темы читайте мою Дзен-статью «Половина водителей убеждены: ПДД нарушают не они, а пешеходы, и с ними надо бороться».