Вы удивитесь, но перечитать этот рассказ и посмотреть фильм по нему меня побудили события в Афганистане.
Кажется, я поняла, что хотел донести до читателей Чехов. И почему он сделал правильную Лиду злодейкой, разрушившей счастье сестры.
Мы видим, что творится в Афганистане. В каком отчаянии находятся люди, которые уже перестроились на жизнь в цивилизованном светском государстве.
В то же время основная, неразвитая масса населения будет продолжать жить спокойно.
Вот что говорит Лиде художник:
«Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей»…
Речь о том, что нужно менять всю систему. Проводить реформы в масштабах страны. Или не будоражить людей, не создавать у них новые потребности.
Карл Маркс говорил: «Бытие определяет сознание». То есть бытие должно быть первично.
А вот что говорит чеховский художник:
«Нужно освободить людей от тяжкого физического труда…Нужно облегчить их ярмо, дать им передышку, чтобы они не всю свою жизнь проводили у печей, корыт и в поле, но имели бы также время подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить свои духовные способности»…
Сначала – улучшить бытие. А потом – учить грамоте и формировать культурные потребности. Если будет наоборот, можно сделать людей ещё более несчастными.
Ведь культурному человеку необходима возможность удовлетворять свои запросы. Ему нужны соответствующее окружение и уровень жизни.
В повести Куприна «Поединок» показано, как женщина задыхалась в окружении людей не своего уровня и к чему это привело:
Фильм «Куприн. Поединок». Кто ужасней: Раиса Петерсон или Шурочка?
Лида не понимает этого. Она – человек узко мыслящий.
Хотя она права в том, что сидеть сложа руки нельзя.
А художник – он как раз из тех, кто сидит сложа руки. Хотя мыслит широко и правильно.
И получается замкнутый круг, безнадёжность.
Два интеллигента, из которых один не умён, а второй – бездеятелен.
Но художник, наверное, мог хотя бы любимую девушку сделать счастливой. А Лида – вообще никого.
Две гениальных цитаты из рассказа:
«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
«Дело не в оптимизме или пессимизм, а в том, что у 99 из 100 нет ума».
А фильм 1960 года прекрасен. Тонкий, атмосферный, лиричный...
Мне кажется, его нужно посмотреть хотя бы ради того, чтобы не забыть, что такое интеллигентность, культурные манеры, культурный спор. Ведь сейчас так уже не сыграют…
А вот такими мне представляются Лида и Мисюсь:
Роскошный сиреневый наряд и разбитые женские мечты. Фильм «Володя большой, Володя маленький».
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!