33,2K подписчиков

Первая попытка Renault создать среднего гусеничного кавалериста

2,2K прочитали

История AMC 34 (Renault YR), первого французского легкого танка с двухместной башней, официально именовавшегося броневиком

В межвоенный период у мирового танкостроения дела обстояли, прямо скажем, сложно. Первая мировая война, породившая танки, определила векторы развития для танков, но каждый их увидел по-своему. Основным мировым вектором развития танков стала концепция, в которой явно угадывались идеи Джона Фуллера. Его "план 1919" стал отправной точкой для целого ряда направлений в мировом танкостроении. Вместе с тем, имелись и другие идеи, которые стали развитием концепций прямиком с полей сражений Первой мировой войны. Вместо высокой подвижности предлагалось усиление броневой защиты и калибра орудий. Такая идея исходила, прежде всего, от французов. Подвижность танков повышали и они, но совсем не в таком темпе, как это сделали англичане. Ярко выраженные тихоходные боевые машины с толстой броней стали визитной карточкой французского танкостроения. Концепция, возможно, и сработала бы, но французы застряли в развитии вооружения. По развитию башен и вовсе случился эпический провал. Оставить на средних и тяжелых танках одноместную башню - это не от большого ума.

Renault VO, не путать с такой же машиной по типу Char D.  Прямой прародитель Renault YR.
Renault VO, не путать с такой же машиной по типу Char D. Прямой прародитель Renault YR.

Особая атмосфера творилась в роде войск, который после Первой мировой войны всё еще имел сильные позиции. Речь идет о кавалерии. Поначалу кавалерии вообще танки были не нужны, поскольку их крайне низкая скорость не позволяла использовать новый тип боевой техники с мобильными соединениями. А в начале 20-х годов ряд стран официально посчитали - танков у кавалерии быть не должно. Поначалу кавалеристы пожали плечами, ибо, как уже говорилось, танки были слишком медленными. Их вполне устраивали и бронемашины. Но к концу 20-х - началу 30-х годов ситуация начала меняться. Танки обрели подвижность, и кавалеристы ряда стран стали на них обращать внимание. Вот только именовались такие танки, внимание, бронемашинами. Подобный дурдом имел место вплоть до начала Второй мировой войны. Особенно тут отличились французы, хотя малые танки у японцев официально числились броневиками и далее.

Таким Renault YR виделся изначально.
Таким Renault YR виделся изначально.

24 декабря 1931 года была утверждена, а 23 января 1932 года запущена в работу программа создания бронемашин AMC (Automitrailleuse de combat, боевой бронеавтомобиль). Бригадный генерал Жан Флавиньи, командующий французской кавалерией, переработал более раннюю спецификацию AMC. Боевая масса поднималась с 7,5 до 9 тонн, а экипаж возрастал до 3 человек, причем теперь в башне сидело 2. Средняя скорость броневика составляла 30 км/ч, а толщина брони возрастала до 20 мм. В случае, если бронемашина имела 2 поста управления, экипаж возрастал до 4 человек. В конкурс вписалось 3 фирмы, из них 2, SOMUA и Batignolles-Châtillon, строили именно бронемашины. Batignolles-Châtillon, по проекту инженера Фромаже, строила 4-осный броневик, SOMUA взялась за полугусеничный AC 1. Третьим участником конкурса стала Renault, которая начала создавать не броневик, а танк. Взяв за основу танк-разведчик Renault VM, который как раз в это время эволюционировали из Renault UE, там разработали проект Renault VO, уже второй с таким индексом. Фактически Renault VM, но побольше и с двухместной башней. Годом спустя появился новый танк - Renault YR. Он и стал победителем конкурса, в марте 1934 года было решено запустить его в серию. Более известен он как AMC 34.

На первые испытания танк вышел без башни.
На первые испытания танк вышел без башни.

Идея будущего Renault YR родилась в феврале 1932 года. Предполагалось получить быстроходный танк с пулеметным, либо пушечным вооружением. Компоновочная схема второго по счету Renault VO в точности повторяла Renault VM. То же самое расположение мотора справа от боевого отделения, смещенное влево отделение управление, ненавязчивое воровство идей танкетки Carden-Loyd. Примерно в это же время Renault VM продолжал эволюционировать, что прямым образом повлияло на внешность его младшего собрата. На эскизе от июля 1932 года Renault VM имел подвеску, которая попал на третий прототип Renault VM в 1933 году, но реализовали ее уже на более поздних машинах. Так или иначе, но 29 июля 1932 года утвердили работы по опытному образцу машины. Она, впрочем, имела слишком много отличий, поэтому ее переименовали в Renault YR.

Макет двухместной башни AVIS. Полноценную башню строить так и не стали.
Макет двухместной башни AVIS. Полноценную башню строить так и не стали.

Опытный образец машины, который был сдан Renault в сентябре 1933 года, получил корпус из конструкционной стали. Внешне он продолжал напоминать Renault VM, но на самом деле машина была уже слегка другой. На нее установили автомобильный мотор Renault 32 CV объемом 7,1 литр и мощностью 120 лошадиных сил. Шасси Renault YR стало на полметра длиннее и на 53 см шире прародителя, так что про "на базе Renault VM" говорить явно не совсем корректно. Естественно, машина стала и существенно тяжелее, хотя общую конструкцию ходовой части прямо скопировали с более легкого Renault VM. Ряд изменений претерпел и корпус, который лишился кучи лишних соединений. Но главным изменением стала башня. Ее разработали на AVIS, при этом без хитростей не обошлось. Башня двухместная, но делом заняли обоих членов экипажа. Заряжающий (командир) вел огонь из спаренного пулемета, а наводчик из орудия. Кроме того, и пушка, и спаренный пулемет имели подвижность в горизонтальной плоскости. Всё это здорово напоминало то, что американцы реализовали на ряде своих предвоенных танков.

Сборка Renault YR. С этим на заводе сильно затянули.
Сборка Renault YR. С этим на заводе сильно затянули.

На первый этап испытаний машина, еще без башни, ушла 30 сентября 1933 года. Дальше были тесты в Реймсе, несмотря на некоторые проблемы, отчасти перешедшие в наследство от Renault VM, "броневик" показал себя вполне удачной разработкой. Полноценную башню AVIS он так и не получил, позже поставили лишь лишь ее макет. Вместе с тем, идею башни признали не самой удачной. Поэтому в дальнейшем работы по башне доверили APX. Новая башня предполагалась с большим диаметром погона (1395 мм), нежели разработка AVIS. А вот с шасси французская кавалерия определилась уже 10 января 1934 года. Уже тогда последовало распоряжение о выпуске серии из 12 машин, получивших обозначение Automitrailleuse de combat Renault Mle.1934 type YR, или же AMC 34. Официальное же задание на выпуск танков, пардон, "броневиков", Renault получила 31 марта 1934 года.

APX, впрочем, опоздала еще сильнее. К моменту сдачи AMC 34 ни одной башни не было готово.
APX, впрочем, опоздала еще сильнее. К моменту сдачи AMC 34 ни одной башни не было готово.

Задание, впрочем, это хорошо, но почти с самого начала возникли проблемы. Главной из них оказалась башня. APX, конечно, получила задание на новую двухместную башню, но когда она будет, уже вопрос. Поэтому 9 апреля 1934 года появилось уточнение: с новыми башнями производилось 6 машин, остальные получали башни APX 1, как на Char B1 и Char D2. То есть уже на старте начались веселые изменения. Для французов это норма, достаточно вспомнить историю Char D1. Там вообще случился круговорот башен, которые уже потом "догнали" шасси. Но тут еще и сама Renault повела себя как обычно. Это означало срыв поставок.

Первый серийный AMC 34 сдали только 17 октября 1935 года, а последний - 7 января 1936 года. К тому моменту уже было понятно, что дальше AMC 34 заказывать не будут. Renault работала над улучшенной версией машины, получившей обозначение Renault ACG 1. Она была существенно перекомпонована и стала в 1,5 раза тяжелее. Впрочем, был конкурент и пострашнее. SOMUA AC 3, уже не полугусеничный броневик, а самый настоящий средний танк. Будущий SOMUA S 35 вполне успешно откатал программу испытаний, уже к концу 1935 года было понятно, что он пойдет в серию. На этом фоне дальнейший выпуск AMC 34 не имел смысла.

6 танков получили башни APX 1-CE, как на SOMUA S 35.
6 танков получили башни APX 1-CE, как на SOMUA S 35.

Веселье, впрочем, только начиналось. Танки, пардон, официально броневики с регистрационными номерами 84240-84251 отправились в Реймс без башен. Почти все. Машина с регистрационным номером 84241 получила пулеметную башню Renault FT, а машина с регистрационным номером 84243 - с пушечной башней Renault FT. Потом они свои башни APX 1-CE (84240-84245) и APX 2 (84246-84251) получили, но уже веселый звоночек. Впрочем, главная проблема была не в башнях. Испытания в 4-й GAM (4-я группа бронемашин, с июля 1936 года 4-й кирасирский полк) показали далеко не лучшую надежность. Да и сильно быстрой AMC 34 не назвать. Максимальная скорость по шоссе составляла 40 км/ч, а вот средняя - 28 км/ч, то есть даже ниже требований. Боевая масса составила 9,7 тонн, так что удельная мощность оказалась не выдающейся. Вместо 47-мм пушки в башню APX 2 поставили 25-мм полуавтоматичекскую пушку. Изначально такое же вооружение хотели ставить и на ACG 1, но позже его признали недостаточным и заменили на 47-мм пушку SA 35.

Еще 6 AMC 34 получили двухместные башни.
Еще 6 AMC 34 получили двухместные башни.

Можно сказать, что первый блин получился комом. Да, двухместная башня оказалась плюсом, но с остальным дела обстояли не очень. Поэтому в декабре 1937 года AMC 34 отправили в почетную ссылку. Их отправили в Марокко, где они оказались в составе 4-го эскадрона 1-го полка африканских охотников. Впрочем, и там "подарку" оказались не особо рады. Уже весной 1938 года пошли жалобы на механические проблемы. Более-менее полноценная служба AMC 34 в Марокко продолжалась менее двух лет. Далее их решили заменить на Hotchiss H 39. Примерно такие же подвижные, с одноместной башней, но куда более надежные. Дальнейшая судьба танков покрыта мраком. Как учебные они использовались и в 1941 году, но без подробностей. Так или иначе, но карьера AMC 34 явно не задалась.

Даже в Марокко они проявили себя не лучшим образом.
Даже в Марокко они проявили себя не лучшим образом.

В заключение стоит отметить, что история AMC 34 для Renault была совсем не уникальной. Подминать контракты под себя Луи Рено и компания умели, а вот дальше начинались чудеса. На этом фоне неудивительно, что под конец истории категорию AMC подмяла под себя SOMUA, а более легкие танки для кавалерии достались Hotchkiss. Завидное постоянство... При этом Renault в 1937 году предлагала Renault YR шведам, но те благоразумно отказались. Видимо, что-то уже знали.

Список источников:

Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)

Архив Карла Бломстера

The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014

GBM 100, 109, HS1

Другие статьи по французским легким танкам и бронемашинам:

Char d'Assault Peugeot, легкий штурмовой танк, являвшийся конкурентом Renault FT

История Renault FT BS (Blockhaus Schneider), или же Char FT canon de 75 S, танка поддержки на базе Renault FT

Renault FT-Kégresse и другие попытка оснастить французские легкие танки ходовой частью Адольфа Кегресса

Французский полугусеничный броневик-разведчик Citroën P 28, первая машина семейства AMR

Легкий кавалерийский танк-разведчик AMR Citroën P 103, официально именовавшийся бронемашиной

Крайне относительная противоснарядная броня французских легких танков

История французского опытного легкого танка Renault NC 1

Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии

К 85-летию принятию на вооружение легкого кавалерийского танка Hotchkiss H 35

Рассказ о том, как французская пехота заказала себе легкий танк, и что из этого получилось