Очень часто выходить за рамки привычного сложно, потому что нигде нет подтверждения твоим теориям, мыслям и догадкам. И страх быть первым и ошибиться и провалить буквально загоняет в угол и не дает действовать.
Антагонист (или, проще говоря, тот самый плохой парень, который вечно мешает дойти до финиша) — это некий непримиримый противник. Но кино — это же творчество, а творчество — это фантазия. В фантазиях можно ломать все стереотипы и, собственно, этим мы с вами сейчас и займемся.
Кто такой антагонист
А кто вообще сказал, что антагонист должен быть человеком?
Злодеем может быть и сам герой для себя и окружающих. Самый яркий пример, пожалуй, приходящий в голову, — Мотель Бейтса. Расстройство личности главного героя — причина всех бед. И здесь злодей и главный герой — один и тот же человек, несмотря на это, каждый из них имеет четкую точку зрения и сложившееся отношение к другому.
Антагонист совсем не обязательно должен быть человеком или каким-то другим существом.
Силы, которым может противостоять герой называются антагонистические силы. Это может быть погода, условия жизни, социальная ячейка и так далее.
Нет нигде этого списка, каким должен быть противник главного героя, но есть одно неписаное правило: в каждой сцене что-то должно препятствовать протагонисту в достижении цели, постоянно должно присутствовать чувство того, что конфликт не может быть решен. В этом есть жизнь вашего сценария.
Отношение зрителя к злодею
Плохих парней принято не любить. Очень просто сказать, что это плохо, так не надо, мне это не нравится. Не углубляясь в причины. В кино эта схема отработана уже сотни миллионов раз: злодей неприятный, выглядит так, будто у него на лбу написано, что он — плохой герой, да и встретить его в театре или библиотеке, естественно, не выйдет — встретитесь вы с ним непременно в темной подворотне, заброшенном здании или баре на окраине города. Ну, а вот почему?
А потому, что отходить от стереотипов, опять же, трудно. Создать такого антагониста, который будет сложным, многогранным, интересным и будет вызывать тайную симпатию зрителя — задача непростая. Как при этом сделать протагониста еще сильнее и мощнее, чтобы антагонист его не затмил? Вопрос уже к вам. Вы должны досконально знать обоих, до мозга костей. И доказать, что задачи хорошего почему-то важнее задач плохого, что, несмотря на все, чем вы можете подкрепить, оправдать и влюбить в плохого, хороший с его посылом нужнее и ближе зрителю. Но терять значимость, высмеивать и повторно доказывать, что есть хорошо, а что есть плохо — задача поверхностная. А задача максимум — влюбить в обоих, заставить переживать и метаться, а в конце все же сделать выбор.
Люди сходятся на болях. И часто бывает так, что сценаристы держат это в голове, поэтому главный герой цепляет, завораживает, вызывает эмоциональный отклик у зрителя. К этому все стремятся. Плохой же — просто плох. Причем, во всех смыслах этого слова, не только его поступки и характер, но и проработка.
Важно понять, что ваша задача не только в том, чтобы вызвать негативные эмоции и желание помочь главному герою, ставьте задачу шире: зритель должен прочувствовать антагониста в том числе. И не только прочувствовать, но и посочувствовать ему, как и любому другому герою вашего сценария, даже самому второстепенному. Больше об этом в материале вы найдете в другой статье студии — второстепенный герой>>>>>.
Сложность эмоций — вот что делает жизнь красочной, черно-белое и простое не цепляет, а становится фильмом на один раз. Желание обдумывать и возвращаться — вот что цепляет. Вспомните те фильмы, после просмотра которых вы испытывали такой информационно-эмоциональный перегруз, что надо было просто пройтись, побыть с собой и переварить. Такое не случается, когда в фильме все просто. Будьте сложными, делайте ваших героев сложными. Злодей не должен быть шаблонным плохим парнем.
Как проработать образ антагониста?
Знаете, по карьерной лестнице можно двигаться вверх, а можно горизонтально. Проведем параллель со сценариями. Можно максимально усложнять одного антагониста. А можно сделать их несколько. Не пытайтесь в одну личность впихнуть все.
Мы живем в век информации. Ежедневно через нас проходит ее очень много, наш мозг уже отвык от информационного голодания. Поэтому мы так много говорим про короткий метр, и, кстати, написали большой материал о том, зачем снимать короткометражное кино >>>>> — за ним будущее кинематографа, людям недостаточно становится просто картины или просто фото, чтобы прочувствовать, люди хотят больше информации о том, что вы пытаетесь им донести — музыка, обстановка, какие-то значимые мелочи (сейчас вот идет перечисление всего, что вы вкладываете в кадр). Это все значимо и важно, и это то, что необходимо.
Так почему бы не отойти от традиционной схемы, где есть ситуация, в ней есть борец за справедливость, есть тот, кто стоит на пути и хэппи энд там, где преодоление сложностей состоялось? Почему бы не сделать несколько стоящих на пути? Почему бы не усложнить конфликт?
Тут нужна лишь пометка: плодить героев ради нестандартности ситуации — идея провальная. Плодиться они должны и будут там, где накала не хватает, ведь зритель должен верить в нерешимость задачи главного героя, только в этом случае возникнет коннект между ним и происходящим на экране. И да, если антагониста у вас два, три и более — вы усложняете себе задачу очень и очень сильно, так как каждый из них должен быть проработан с одинаковой тщательностью.
Арка отрицательного героя
Термин арка героя — чуть ли не первое, что узнают начинающие сценаристы. И, следовательно, то, над чем первым делом начинают кряхтеть и потеть.
А почему ж злодея принято обделять, ну и что ж, что он злодей? Он же ваше создание. Любите и его уж, будьте добры. Кряхтите и над ним. Пусть и злодей растет, пусть и его жизнь будет иметь место в вашем сценарии, путь и он решает какие-то свои задачи, пусть и он сталкивается с трудностями, находящими отклик. Никогда, никогда не создавайте персонажа, если не готовы тратить на него свое время и силы — это как родить ребенка, на которого у вас не будет ни времени, ни ресурса, ни эмоций. Вкладывайте душу, дарите ему жизнь, цените его, ведь без него не было бы вашей истории! Ведь всем нам известно, что хорошая история строится на хорошем злодее и фильмы последних лет, только доказывают это.
Больше материалов:
Дэвид Линч, Поймать большую рыбу - конспект книги >>>>>
Зачем снимать короткометражное кино? >>>>>
Как придумать интересный сюжет >>>>>
Базовый курс сценаристов, что это такое? >>>>>
Материал студии Снегири.