Сильнейшая черта живописи Сергея Владимировича Дорофеева — её меланхоличность. Понимаем, дорогой читатель, что эта мысль звучит весьма парадоксально. Тем более что нарядные пейзажи и натюрморты, сочная флористика и маринистика, уютные интерьеры и бескрайние лесные просторы, выполненные кистью героя нашей статьи, вовсе не снижают настроения зрителя. Напротив: оставляют долгое и приятное эмоциональное «послевкусие» от встречи с прекрасным.
И всё же мы берёмся утверждать, что такие приёмы как неспешный темп и ритм живописного повествования; простота ракурсов и очевидность доминант, вокруг которых выстраивается пространство композиций; следование строго реалистической манере написания полотен, влекущее заведомый отказ от игры с символами, отсылками и намёками, и целый ряд иных приёмов, замешанных на простой геометрии и комплиментарных чередованиях тонов — это «тихая диверсия», обеспечившая творческий успех Дорофеева. Ибо, окружённая яркими сочными красками и приятными глазу композициями, она работает тонко и незаметно.
Просто взгляните, дорогой читатель: перед Вами — простой «как пять копеек» пейзаж. Дорога, что уходит куда-то за пределы поля нашего зрения, деревья в цвету и яркое синее небо над головой. Сколько подобных ландшафтов Вы видели в своей жизни? Сколько картин со схожей фабулой встречалось на Вашем пути? Десять? Семьдесят две? Шестьсот тридцать четыре?..
Кажется, что наш взгляд обращён немного вверх. И тому есть понятные причины. Восходящая диагональ дороги зовёт воображение в полёт. Чуть колеблющиеся на ветру ветви, усеянные яркими цветами, добавляют композиции ощущение лёгкости и праздничности. А яркое солнце, как бы светящее нам в спину, усиливает настроение работы, призывая радоваться чудесному мгновению жизни...
А знаете, дорогой читатель, что «спасает» эту картину от превращения в восторженную, но пустую элегию? Что «ставит на место» готовое воспарить и абстрагироваться от сути картины воображение? Да всего лишь та недалёкая вершина холма, что зелёным гребнем «выглядывает» поверх цветения в правой части полотна.
Это единственная горизонталь на всём полотне. Да ещё и немного нисходящая. Чуть более тёмная, чем вся прочая имеющаяся на картине, зелень этого холма «придавливает» композицию к твёрдой почве реальности. С её помощью художник сообщает нашему разуму: «Вы — не на вершине. Дальше — не небеса, а продолжение тягучего подъёма в гору. И четыре последовательных полосы- дорога, трава и цветущие кусты- это не аллюзия на взлётную полосу Вашей души, а самый что ни на есть реалистичный и достоверный пейзаж. И стоит взять ракурс пошире и отвести взгляд от буйного цветения- и окружающая действительность станет куда прозаичнее. Так давайте наслаждаться красотой момента, при этом полностью осознавая его хрупкость и скоротечность. Ведь в реальной жизни не бывает ничего абсолютного».
Или вот ещё: светлая деревянная стена, что оттеняет тёмный футляр, затейливой формы ваза, ключ на стене да небрежно брошенный на переднем плане не то платок, не то салфетка... А знаете, дорогой читатель, почему эта до банальности простая сценка вызывает у Вас интерес, граничащий с неосознанным напряжением? Да потому что Ваше внимание зачем-то «приковали» к этому футляру. Мягко, деликатно, простыми и наглядными приёмами, но — сразу и накрепко. Мы с Вами не видим ни того цветка, которым оканчивается выходящий из вазы стебель, ни того, на чём закреплена верёвка, удерживающая ключ, ни того предмета, что укрывает собою это полотенце/скатерть/салфетка. И нам становится интересно: что же такое важное хранит в себе эта шкатулка, «прячущаяся» за прозрачным стеклом вазы, раз уж ей выпала честь быть абсолютной доминантой картины?
Ответа нет и не будет. Точнее — каждый ответит на этот вопрос сам. А значит - фактически для каждого нового зрителя эта картина предстаёт немного иной...
Здесь всё наглядно, но ничего не ясно. Настроение работы буквально «скачет» от полного покоя к невысказанной загадке. Художник просто хотел поэкспериментировать к тенями и контрастами? Или же намекает нам на нечто важное, настойчиво предлагая странное сочетание пустой вазы и закрытого ящика в качестве какого-то намёка?
Невозможность опознать истинный смысл этой работы угнетает. Подсознание впустую «щёлкает тумблером» внимания, переключаясь с одного объекта на другой. Пока не утомляется искать. И тогда на выручку ей придёт неизбежная меланхолия...
Видите ли, дорогой читатель: картины Сергея Владимировича Дорофеева — из той категории, что граничат с экзистенциальными исследованиями. Пока Вы смотрите на них, они вглядываются в Вас. Они подарят Вам красоту и гармонию окружающего мира, можете не сомневаться. Смысл в том, что параллельно с эстетическим удовольствием Вы получите обновлённое понимание знакомых концепций. Ибо эти полотна не только исследуют красоту окружающей реальности, но и экспериментируют с Вашими личными способами её восприятия. Но там, где есть место методичности эксперимента — всегда найдётся место и для отстранённости, граничащей с меланхолией. Таков путь.
Автор: Лёля Городная