Найти тему
doctor.vent

Фреоновое охлаждение воздуха. Как скомпоновать и где разместить.

В прошлой статье я писала о необходимых элементах а холодильном цикле (почитать можно здесь). В том числе, говорила о том, что нужно знать, а если не знаешь - уточнять у своего проектировщика или производителя оборудования где какой элемент находится. Ну в смысле? - спросите вы. Ну сейчас поясню. Точнее покажу как бывает. Для простоты в схеме указана условная приточная система, которая подает в помещение охлажденный воздух, т.е. в которой установлен испаритель.

1. Вариант с компрессорно-конденсаторным блоком

Приточная установка и компрессорно-конденсаторный блок
Приточная установка и компрессорно-конденсаторный блок

Пожалуй, это самый распространенный вариант. Фреон испаряется в испарителе приточной установки, идет в компрессор, который установлен в ККБ, потом конденсируется в конденсаторе (тоже установлен в ККБ) и возвращается через ТРВ в испаритель (ТРВ при этом устанавливается перед испарителем).

Т.е. ККБ (компрессорно-конденсаторный блок) - это компрессор и конденсатор в одной коробке. И устанавливается он, как правило, на улице.

Компрессорно-конденсаторный блок МАКК производства ВЕЗА
Компрессорно-конденсаторный блок МАКК производства ВЕЗА

В любой из рассматриваемых схем ВАЖНО помнить об ограничении длины трассы всасывания. Т.е. в случае применения компрессорно-конденсаторного блока максимальное расстояние от приточки до ККБ ограничено. И его нужно уточнять у производителя ККБ. Обычно составляет в районе 30м.

Исходя из этого ограничения, становятся интересными следующие схемы.

2. Вариант с компрессорно-ресиверным блоком и воздушным конденсатором.

Приточная установка, компрессорно-ресиверный блок и воздушный конденсатор
Приточная установка, компрессорно-ресиверный блок и воздушный конденсатор

Здесь фреон испаряется в испарителе приточной установки, идет в компрессор (он установлен в компрессорно-ресиверном блоке), затем конденсируется в конденсаторе (отдельный агрегат, устанавливается, как правило на улице) и через ТРВ (устанавливается перед испарителем) возвращается в приточку, готовый охлаждать воздух и кипеть.

Т.е. теперь мы имеем вместо одной "коробки", как в случае с ККБ, две - в одной компрессор, другая - конденсатор.

Компрессорно-ресиверный агрегат МАРК производства ВЕЗА
Компрессорно-ресиверный агрегат МАРК производства ВЕЗА
Воздушный конденсатор МАВО.К.4 производства ВЕЗА
Воздушный конденсатор МАВО.К.4 производства ВЕЗА

В чем преимущество применения такой схемы? Компрессорно-ресиверный блок, который нужно расположить относительно близко к приточке и не нужно выносить на улицу, достаточно компактный. С его размещением не сложно определиться. А конденсатор уж можно отнести от компрессора на сколько угодно - на крышу или на улицу.

3. Вариант с компрессорно-ресиверным блоком, блоком водяного конденсатора и драйкулером.

Двухконтурная схема: приточка+компрессорно-ресиверный блок+блок водяного конденсатора+сухая градирня (драйкулер)
Двухконтурная схема: приточка+компрессорно-ресиверный блок+блок водяного конденсатора+сухая градирня (драйкулер)

В такой схеме по сути два контура - фреоновый и жидкостный.

В испарителе приточки испаряется фреон (и охлаждает воздух), идет в компрессор (в компрессорно-ресиверном блоке), конденсируется в блоке водяного конденсатора ("отдает" тепло конденсации воде) и возвращается через ТРВ в испаритель. Вода (хотя, конечно, все-таки жидкость, потому что, если контур замкнутый и использование круглогодичное, используются незамерзающие жидкости - например, растворы гликоля) "сбрасывает" тепло в драйкулере и возвращается обратно в конденсатор.

Блок водяного конденсатора производства ВЕЗА
Блок водяного конденсатора производства ВЕЗА
Драйкулер МАВО.Д производства ВЕЗА
Драйкулер МАВО.Д производства ВЕЗА

Чем такой вариант размещения может быть интересен:

1. Простота размещения, поскольку только компрессно-ресиверный блок необходимо разместить близко к приточной установке.

2. Снижается стоимость трасс хладагентов. В сравнении со схемой с воздушным конденсатором, протяженность медных трасс (трассы фреона) меньше, соответственно и монтаж становится проще и дешевле.

3. Жидкостный контур может быть не замкнутым. Тогда нагретая фреоном в блоке водяного конденсатора вода может использоваться для технических и санитарных нужд.

Что еще следует отметить...Пожалуй то, что блок компрессора может быть вообще встроен в приточно-вытяжную установку, тогда количество отдельно стоящих агрегатов снижается.

Блок компрессорно-ресиверный КРАБ, встраиваемый в приточную установку производства ВЕЗА
Блок компрессорно-ресиверный КРАБ, встраиваемый в приточную установку производства ВЕЗА

Пожалуй, основные варианты размещения элементов холодильного контура в случае применения фреонового охлаждения, мы рассмотрели. Про водяное охлаждение напишу отдельно.