В прошлой статье я писала о необходимых элементах а холодильном цикле (почитать можно здесь). В том числе, говорила о том, что нужно знать, а если не знаешь - уточнять у своего проектировщика или производителя оборудования где какой элемент находится. Ну в смысле? - спросите вы. Ну сейчас поясню. Точнее покажу как бывает. Для простоты в схеме указана условная приточная система, которая подает в помещение охлажденный воздух, т.е. в которой установлен испаритель.
1. Вариант с компрессорно-конденсаторным блоком
Пожалуй, это самый распространенный вариант. Фреон испаряется в испарителе приточной установки, идет в компрессор, который установлен в ККБ, потом конденсируется в конденсаторе (тоже установлен в ККБ) и возвращается через ТРВ в испаритель (ТРВ при этом устанавливается перед испарителем).
Т.е. ККБ (компрессорно-конденсаторный блок) - это компрессор и конденсатор в одной коробке. И устанавливается он, как правило, на улице.
В любой из рассматриваемых схем ВАЖНО помнить об ограничении длины трассы всасывания. Т.е. в случае применения компрессорно-конденсаторного блока максимальное расстояние от приточки до ККБ ограничено. И его нужно уточнять у производителя ККБ. Обычно составляет в районе 30м.
Исходя из этого ограничения, становятся интересными следующие схемы.
2. Вариант с компрессорно-ресиверным блоком и воздушным конденсатором.
Здесь фреон испаряется в испарителе приточной установки, идет в компрессор (он установлен в компрессорно-ресиверном блоке), затем конденсируется в конденсаторе (отдельный агрегат, устанавливается, как правило на улице) и через ТРВ (устанавливается перед испарителем) возвращается в приточку, готовый охлаждать воздух и кипеть.
Т.е. теперь мы имеем вместо одной "коробки", как в случае с ККБ, две - в одной компрессор, другая - конденсатор.
В чем преимущество применения такой схемы? Компрессорно-ресиверный блок, который нужно расположить относительно близко к приточке и не нужно выносить на улицу, достаточно компактный. С его размещением не сложно определиться. А конденсатор уж можно отнести от компрессора на сколько угодно - на крышу или на улицу.
3. Вариант с компрессорно-ресиверным блоком, блоком водяного конденсатора и драйкулером.
В такой схеме по сути два контура - фреоновый и жидкостный.
В испарителе приточки испаряется фреон (и охлаждает воздух), идет в компрессор (в компрессорно-ресиверном блоке), конденсируется в блоке водяного конденсатора ("отдает" тепло конденсации воде) и возвращается через ТРВ в испаритель. Вода (хотя, конечно, все-таки жидкость, потому что, если контур замкнутый и использование круглогодичное, используются незамерзающие жидкости - например, растворы гликоля) "сбрасывает" тепло в драйкулере и возвращается обратно в конденсатор.
Чем такой вариант размещения может быть интересен:
1. Простота размещения, поскольку только компрессно-ресиверный блок необходимо разместить близко к приточной установке.
2. Снижается стоимость трасс хладагентов. В сравнении со схемой с воздушным конденсатором, протяженность медных трасс (трассы фреона) меньше, соответственно и монтаж становится проще и дешевле.
3. Жидкостный контур может быть не замкнутым. Тогда нагретая фреоном в блоке водяного конденсатора вода может использоваться для технических и санитарных нужд.
Что еще следует отметить...Пожалуй то, что блок компрессора может быть вообще встроен в приточно-вытяжную установку, тогда количество отдельно стоящих агрегатов снижается.
Пожалуй, основные варианты размещения элементов холодильного контура в случае применения фреонового охлаждения, мы рассмотрели. Про водяное охлаждение напишу отдельно.