Найти тему
Репортёр

«Яндекс» будет платить СМИ за размещаемый в его сервисе контент

«Яндекс» решил отдавать часть выручки, доходов от рекламы, партнерам, материалы которых размещаются в дайджест, то есть подборку выдержек СМИ с основными подробностями о событии, в «Яндекс.Новостях». Об этом рассказал глава бизнес-группы «Поиск, рекламные и облачные сервисы» «Яндекса» Андрей Стыскин:

«Мы готовы вместе с партнерами делать новые форматы представления информации и делиться с ними доходами, которые сервис «Яндекс.Новости» получает».

Фото: Фотобанк Moscow-Live/CC BY-NC-SA 2.0
Фото: Фотобанк Moscow-Live/CC BY-NC-SA 2.0

Сейчас свой контент «Яндексу» передают около 3 тысяч партнеров, и еще весной этого года компания сообщила им о намерении тестировать новый формат новостей — дайджесты.

«Суть в том, что «Яндекс» намерен создавать текст из отрывков новостей различных СМИ. Предполагается, что читателю не нужно будет переходить по ссылке в первоисточник, он сможет узнать суть непосредственно из дайджеста. Чтобы издатели были заинтересованы в этом, компания намерена предлагать монетизацию», — отметил Стыскин.

Та модель монетизации, которая на данный момент есть в интернете и СМИ, приводит к огромному количеству баннеров на сайтах, необходимости увеличивать трафик и, следовательно, к желтым и кричащим заголовкам.

««Яндекс.Новости» затачивает алгоритмы, чтобы бороться с желтизной и накрутками, и учитывает различные показатели СМИ при ранжировании — информативность заголовка, оперативность, цитируемость, отсутствие опечаток и так далее», — пояснил Стыскин.

Доход «Яндекса» от рекламы за первый квартал, по последним доступным данным, составил 35,9 млрд рублей, но размер выручки конкретно «Яндекс.Новостей» не известен. Компания также не раскрывает, на какую сумму смогут претендовать СМИ, однако, как поясняет Стыскин, размер выплат собираются устанавливать пропорционально количеству показов в дайджесте, который будет формироваться алгоритмом, анализирующим все новости сюжета и выделяющим главные моменты. Ссылки на источники будут рядом с каждой выдержкой.

Планируется, что с помощью таких интеграций для пользователей возникнет дополнительная ценность:

«Сейчас мы видим, что потребление информации переходит, например, в Telegram: очень много людей получают актуальные короткие обновления, потому что подписаны на большое количество Telegram-каналов. Мы видим два пользовательских сценария: изучить все в деталях или сразу узнать суть, и хотим в рамках сервиса дать пользователям выбор. Те издания, которые быстро, фактурно, объективно и емко дают эту информацию, в конечном итоге получают не только трафик, но и лояльность аудитории», — рассказал Стыскин.

Инициативу «Яндекса» одобрили не все. Главный редактор издания «Московский комсомолец» Павел Гусев сомневается, что ее вообще можно реализовать, но считает «любопытной идеей» потенциальную подготовку законодательства, по которому интернет-платформы будут обязаны платить СМИ:

«В теории дополнительные деньги — это хорошо, а вот дополнительные зависимости от этих денег — плохо. Возможны ли в этом случае подобные зависимости, сказать сложно: для меня информация о данной инициативе новая», — указал он.

Сейчас медиа не до конца понимают предложенную «Яндексом» модель: издатели заинтересованы в трафике, а дайджесты не предполагают переход пользователя на сайт СМИ. Но все равно стоит отметить, что подобные выплаты — это широко обсуждаемая в некоторых странах поддержка журналистики со стороны цифровых платформ. Например, в Австралии приняли Кодекс игроков медиарынка и обязали интернет-платформы вознаграждать СМИ за размещение оригинального контента. Позже, однако, Кодекс смягчили, поскольку Google и Facebook пригрозили отключением своих сервисов на территории страны. Кроме того, законодательством в этой сфере занимается Канада и страны Европы.