Найти тему
Читай & Мысли

Сборник «Жизнигра»: упражнения в прекрасном

Эпиграфом ко всему сборнику служат слова Достоевского: «Человек находит время для всего, чего действительно хочет». Двадцать начинающих писателей нашли время, вложили свои усилия (и души) – и издали коллективный труд. В этой коллективности есть преимущество: любой читатель найдёт в сборнике рассказ на свой вкус, ведь произведения удивительно разные, хоть и объединены критерием: в каждом должна быть тема игры. Настольный теннис, шахматы, нарды, прятки, квесты, «города», «Что? Где? Когда?», компьютерные игры, карточные, а также игра на бирже и игра как педагогический метод обучения.

picture by Josh Appel at Unsplash.com
picture by Josh Appel at Unsplash.com

Почему «упражнения в прекрасном»? Потому что это и есть упражнения, наработка мастерства, оттачивание навыков. Не у всех авторов чувствуется побеждающая писательская зрелость. Оно и понятно: для многих это дебютная публикация. Однако некоторые уже демонстрируют индивидуальный стиль, жизненный опыт и глубину осмысления этого опыта. Предположу, что они старше остальных авторов (но могу и попасть пальцем в небо).

Отмечу твёрдую поступь мастера – Сергея Седова: владеет словом и композицией и способен предложить оригинальный сюжет (увлекательный рассказ «Хозяин метро» о душах людей, заточённых в статуи на станциях московского метрополитена и вынужденных играть в шахматы за право обрести свободу);

отмечу летящий, поэтичный слог Юлии Комаровой – писательницы, поэтессы и блогера (рассказ «Дерево игры» про суть шахмат и ещё про массу нюансов, из которых сложился внутренний мир героини);

ностальгическую сладость и приятную простоту Елены Мызовской (почему большинство авторов начисто забыли, как это – писать просто? и словно считают зазорным представить текст, свободный от постмодернистских заумий? Рассказ Мызовской «Заходи в дом, дорогой» именно приглашает нас в дом, где нас, как в песне Корнелюка, «помнят и ждут», в солнечное детство, к простым радостям, которые мы зачем-то отринули, но в которых покой и счастье);

полное погружение в предлагаемые обстоятельства, в предлагаемую нам душу и разум – Анастасии Ивановой (яркий и стремительный, как мелькание болида на автогонке, рассказ про автогонщика «Двое»);

отмечу давший сборнику название рассказ «Жизнигра» Андрея Гагарина за увлекательную и, несмотря ни на что, оптимистичную историю и мастерски проработанную речевую характеристику троих разновозрастных персонажей – деда, сына и внука;

а также наиболее соответствующий названию сборника рассказ «Постой, паровоз!» Максима Урманцева про то, что жизнь – игра, на постижение правил которой вся жизнь и уходит, и даже тем, кто полагает, что постиг их, случай может «смешать карты».

два сборника коллектива "Космические пахари"
два сборника коллектива "Космические пахари"

Вот пример современной российской прозы, которая сама прокладывает себе путь: сначала – в Интернет, потом – на международный книжный салон, а там уж – в сердца читателей.

Читайте также статью о современных авторах: Талантливые и нераскрученные

и краткий обзор книги Таши Соколовой "Дневник Волонтёрки" - одного из лауреатов премии "Лицей-2021"