«У войны́ не же́нское лицо́» так называется книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич. И мы так часто мы слышим эту фразу. Да, женщина не запрограммирована на такие дела самой природой, но контекст времени может внести очень большие коррективы.
Вот одно женское лицо. Польское.
Ранее я уже рассказывала про женщину-пилота, улетевшую в вечную тайну, а сегодня про девушку из Польши Анну Лески (Anna Leska-Dab). Судьба у Анны не загадочна, но стоит внимания.
Анна родилась под знаком Скорпиона в 1910 году в семье неофита еврейского происхождения Юлиуша Станислава Натансона-Лески (1884–1953) и Марии Марты, урожденной Ольшинской герба Пнежни в Варшаве.
В 17 лет Анна сдала на отлично экзамены в школе графини Сесилии Платер-Зиберковны, тогда она называлась Zakład Przemysłowo-Rękhandniczy. Школа была лучшим католическим, полноценным средним, учебным заведением для девочек. Она включала младшую школу, в нашем понимании детский сад, и ремесленные курсы. В этом образовательном учреждении применялись современные методики обучения, и работал квалифицированный преподавательский состав. Учителя требовали от учеников самостоятельного мышления и учили патриотизму, основанному на основах католицизма.
#Девушка стремилась в небо, ровно, как и её младший брат, ставший в годы в ВОВ полковником ВВС, Казимеж Лески. Анна училась в аэроклубе «Поморский» полётам на воздушном шаре и не только. После полноценного обучения в клубе была присвоена квалификация пилота планера категорий A и B и пилота воздушного шара, лицензию спортивного пилота. Варшавский аэроклуб принял в свои ряды девушку в 1938 году. Летом 1939 года уже была пройдена квалификация пилота RWD-8.
Конечно, с такими умениями её призвали в регулярные силы, когда Гитлер напал на Польшу. Даже звание ей присвоили младший лейтенант. Служила младший лейтенант в штабной эскадрилье авиационного командования. Но не долго. Немецкие войска не очень ласково относились к полякам: 1 сентября девушка поступила на службу, а 22 числа уже сбежала из оккупированной родной страны на самолете RWD-13 прямо из-под носа фашистов охраняющих поля аэропорта.
В её активе было всего несколько часов самостоятельных полетов, когда через Румынию и Францию, добралась до туманного Альбиона. В Англии она поступила на службу в Британскую вспомогательную авиатранспортную службу. Но не сразу полеты стали её работой. Сначала бумажная рутина в штаб-квартире ВВС Великобритании, а затем в Министерстве авиации Великобритании. Её шестнадцать боевых вылетов впереди.
Небо манило. Небо как море: либо ты навсегда влюбляешься с первого взгляда и твой мир крутиться вокруг этого, либо возненавидишь так же с первых секунд и навсегда. Анна любила воздушное море. Она прошла обучение предназначенное для тех, кто налетал 250 часов, сдала на отлично экзамены и стала 28-й женщиной принятую на работу в ATA (Air Transport Auxiliary) в феврале 1941 года. Всего девушек пилотов в этой компании было 183. Команда была очень многонациональная. Большинство, естественно, были англичанками. Но ещё служили 27 американок, канадки, новозеландки, девушки-пилоты из Южной Африки, несколько голландок и только трое полячек: Анна, Стефания Войтуланис-Карпинская и Ядвига Пилсудская, дочь того самого Юзефа Клеменса Пилсудского.
Кстати, #женщины-пилоты начали получать такую же зарплату как и мужчины-пилоты лишь с 1943 года, впервые для британского правительства.
АТА переправляла самолеты отремонтированные и поврежденные между сборочными заводами, трансатлантическими пунктами доставки, подразделениями технического обслуживания, складами металлолома. Так же перебрасывала военную лётную технику в действующие эскадрильи.
Самолет проверялся после завода пилотом на земле и в полете. Часто после приземления многомоторного боевого самолета, такого как Веллингтон, Анне приходилось доказывать пилотам-мужчинам, принимавшим самолет, что именно она #пилот.
Лейтенант Леска-Дааб получила множество польских и британских наград, в том числе Знак польского военного летчика и Королевскую медаль, получила знак Золотые Крылья, который давали лишь старшим офицерам, летчикам налетавшим более 6000 часов в воздухе.
Прослужив до 31 октября 1945 года, Анна переправила огромное количество самолётов. Больше всех из женщин-пилотов компании: 1295 самолетов, из которых 557 Supermarine Spitfire. Она управляла 93 типами самолетов, в том числе летающими лодками, и находилась в воздухе 1241 час.
Замуж Анна вышла в 1948 году, уже капитаном, за Мечислава Дааба, сертифицированного наблюдателя Войска Польского Второй Польской Республики и ВВС Польши на Западе. В 70-х годах они вернулись в Польшу. Была активным членом Варшавского авиационного клуба пожилых людей до последних своих дней.
Умерла 21 января 1998 году и была похоронена в Старых Повонзках в семейном захоронении.