Одно из распространенных препятствий, на которое люди указывают как на то, что не дает им начать церковную жизнь, это непонимание. Непонимание того, что происходит в храме, что читается и поётся, непонимание того, что ему, пришедшему в храм человеку, делать здесь.
И почему-то естественная, закономерная мысль о том, что все это можно (и нужно) узнать, что всему этому можно (и нужно) научиться, не приходит в голову. И ставит человек свечи перед иконой Спасителя, Божией Матери или Николая Чудотворца, может быть, пишет записки, не совсем отдавая себе отчет, зачем. И уходит из этого такого чудного, такого загадочного, такого непонятного места - храма. И многие, многие годы церковная жизнь его проходит примерно так же - в таком же ключе, в таком же объеме.
Но ведь мы, и в школу придя, не знали почти ничего! А учась день за днем, приобретали те знания, которые сегодня воспринимаем как данность. И математика, и физика с химией, и биология, объясняющие нам законы окружающего мира, стали для нас чем-то совершенно понятным, знакомым, можно сказать, родным, несмотря на свою объективную сложность. И языки иностранные (хотя бы один какой-то) мы учили, так что с носителями этих языков худо-бедно объясниться, наверное, сможем.
Кем бы мы были, не получив этих знаний? Неучами, дикарями, людьми без культуры и образования. Но мы для себя такой жизни не хотели, вот и учились.
И в Церкви - тоже нужно учиться: узнавать, спрашивать, слушать, читать, смотреть, благо возможностей для этого сегодня море, надо только способ выбрать. Или разные способы. Потому что иначе все то же - в этой важнейшей области знаний останешься неучем и дикарем. А это очень страшно. Ведь если в школе или вузе человек готовится к жизни земной, то в Церкви - к жизни вечной. И очень-очень боязно за тех, кто подготовки этой избегает. Кто спотыкается о препятствие, которого на самом деле нет.