Найти тему
Юлия Варенцова

Архимандрит Филипп: "Хоть виляй, хоть ковыляй, черной рясы не избудешь. Эта старая поговорка монашеская, но абсолютно верная"

архимандрит Филипп (Симонов)
архимандрит Филипп (Симонов)

Даниловское кладбище Москвы. Здесь похоронена мать архимандрита Филиппа, инокиня Ираида. А когда придет время, и он найдет здесь свой последний приют.

- А первое захоронение был мамин брат, младенец, который умер нескольких месяцев отроду в 30-м году. Вот это было первое захоронение. Здесь ещё захоронена моя бабушка, помимо прабабушки, мама, тётка, ещё одна двоюродная тётка. То есть, здесь по женской линии собралась практически вся моя семья.

- Вы часто здесь бываете?

- Как Бог даёт. На кладбище надо ходить с одной стороны, обязательно, и в те дни, когда полагается поминовение усопших. А дальше, как Бог даёт, как нужно, так и идёшь. Причём, когда нужно не столько тебе, сколько тем, кто здесь лежит. Потому что пока человек поминает, до тех пор и Бог не забывает. И форма поминовения диктуется нам свыше. Интересно на этом кладбище ещё то, что сюда хоронили втихую в советское атеистическое время довольно много монашествующих лиц. С одной стороны, здесь мы видим и в алтарной части церкви похоронены настоятели или служившие здесь, в Духовском храме. Мы в своё время, когда жили в районе метро Варшавская и дальше там Чертаново, вот всё Чертаново, начиная с улицы Янгеля, ездило сюда, потому что больше церкви, ближе, не было. И ходил сюда 49-ый трамвай и 3-ий трамвай. И вот 40 минут в пасхальное утро надо было ехать на этом звенящем трамвае. Народу, правда, было немного. Времена были такие. Я помню, как человека исключили из партии и лишили работы за то, что он отпел мать, которая просила её отпеть, при этом сам в церковь не ходил. Он был партийный деятель среднего звена. И на него донесли, и человек вылетел с работы и из партии. Просто за то, что рядом постоял. Поэтому открыто входящих в храм было всегда не много. Но и на самой территории кладбища много лиц духовных. Это и священники, Это и монахи.

- А Ваша мама, как она стала инокиней?

- Мама была тяжело больным человеком, у нее был инсульт и после этого она прожила еще 19 лет, и существенную часть этого времени она была лежачей. На мой взгляд, она держалась только за край ризы Бога. Она причащалась так часто, как мог причастить её я – практически каждую неделю, и в какой-то из моментов, когда она находилась уже в довольно тяжёлом состоянии, мы решили ее малым постригом постричь. И с тех пор она была инокиня, но опять-таки после пострига Господь ей ещё десять лет жизни дал. Всё - промышление Божие, а монашество оно вообще к нам отношения не имеет. Вот тебя позвали, и ты можешь упираться, спиной поворачиваться. Хоть виляй, хоть ковыляй, черной рясы не избудешь. Эта старая поговорка монашеская, но она абсолютно верная, так оно и есть. Зовут нас так, то нам не отпереться.

- Почему Вам хотелось бы здесь быть похороненным?

– С одной стороны, вся родня здесь, с другой стороны, я мальчик московский, из своего места не хочется уезжать. Где родился, там и пригодился. И место знакомое. Лет в 11 я сюда попал, и первые воспоминания о пасхальных ночах. Именно сюда ездили моя прабабка и моя бабушка, а чтобы поехать, надо было написать записки, а чтобы написать записки, надо было поднять мальчика, потому что сами они были грамотные так на уровне церковно-приходской школы, и почерк был не тот, а у мальчика был хороший почерк. Поэтому в четыре часа утра ребенка вытрясали из кровати, и он писал о здравии, о упокоении. Крестьянская в принципе по происхождению семья. Представляете, сколько родственников может быть у крестьян? И вот час с чем-нибудь вспоминали, кто жив, кто умер и так далее. Ты куда о здравии пишешь, он помер уже давно! И вот с таким переругом беззлобным составлялись эти поминания, с которыми они потом усаживались на 49-ый трамвай горбатый, трясущийся и сорок минут-час ехали с Варшавки до Даниловского, потом пешочком, и потом меня сюда стали водить. Здесь уже более или менее сознательные воспоминания о церковной жизни. Если там было просто церковное детство, то здесь уже был некий быт. Так что, церковь – это дом, а дом не бывает только торжественным и праздничным. Дом – это быт. Вот мой церковный быт начинается именно отсюда. И потом здесь очень много знакомых. Здесь родственники моих профессоров, которые меня учили в университете. То есть, это тоже кусок быта, что-то домашнее. И вот, наверное, дома надо оставаться.

- Отец Филипп, с каким чувством Вы думаете о смерти?

– Это наша жизнь, она состоит из целого ряда эпизодов. И вот тот эпизод, который мы проживаем сейчас, это не последний. И смерть не будет её последним эпизодом. Там ещё будет и второе пришествие. И будет наше восстание, новый эпизод нашей жизни. Тот уже будет бесконечный, и каждый от своих дел или похвалится, или постыдится. Как поётся в чине погребения. Как бы то ни было, это один из естественных эпизодов, который надо пройти. Без него ещё никто никуда не попадал. Поэтому единственное, что всегда в голове: этот эпизод должен случиться достойно, не хотелось бы, чтобы это было не по-христиански, всё-таки хотелось бы, чтобы достоинство Божие не было поколеблено смертью человеческой – об этом думаешь всегда.

Вот вы идёте, а на вас кирпич упал. Надо всегда быть готовым. Другого способа нет. Иван Грозный, по-моему, спрашивал архиереев, как жить праведной жизнью, что читать нужно для этого. Кто-то из владык посоветовал: «Читай чин погребения мирских человек». Там вся жизнь, там вся праведность заключена. Вот этот чин надо всегда иметь в голове. Тогда ничего неправедного не случится.

Полностью интервью архимандрита Филиппа (Симонова) читайте в книге:

"Люди неба. Как они стали монахами"

https://www.labirint.ru/books/745621/

книга с автографом автора:

https://book24.ru/product/lyudi-neba-kak-oni-stali-monakhami-s-avtografom-5954151/

По мотивам программы "Как я стал монахом" на телеканале "СПАС"

Поддержите канал, если вам было интересно: