Для большинства западных путешественников и почти для всех тех, кто никогда не бывал в Стамбуле, хамам был олицетворением «востока» и «экзотики», напоминавших сцены из «Тысячи и одной ночи». Именно турецкие бани больше всего очаровывали, интриговала и питали фантазии европейцев о Востоке.
Но что именно такого удивительного было в турецких банях?
1. Пристрастие турок к чистоте
Турки одержимы мытьём рук, ног, шеи и всего тела, включая те части, о которых мне стыдно упоминать
Так писал венецианец Теодор Спандунес в начале 16-го века, и в его словах отражалась всеобщее европейское изумление по поводу необычайной турецкой преданности мытью. Вот другое свидетельство посла Габсбургов Бусбека (конец 16в):
Турки ненавидят нечистоту тела, как будто это преступление, и считают её сквернее душевной нечистоты, отсюда их частые омовения.
Француз Турнефор вообще был убеждён, что турки моются большую часть своей жизни. Он объяснял это их религией, якобы так было заповедано Пророком. Сам находил такую связь чистоты с религией «нелепой». Отношение к чистоте тела среди европейцев постепенно менялось, к 19-му веку связь между гигиеной и здоровьем стала очевидной, а хамамы вошли в моду в Европе. Так турецкая баня была даже на Титанике.
2. Красота общественных бань
«Город полон множества очень красивых зданий, как общественных, так и частных, которые они, в подражание древним грекам и римлянам, построили с большим усердием, роскошью и почти невероятными затратами. Кроме бань в серале Великого турка и его женщин, и большинство обычных бань украшены колоннами, скамьями и полами из красного и редкого цветного мрамора. Они прекрасны, огромны, с большим количеством воды.»
Путешествия Джона Сандерсона По Леванту (1584-1602)
Красоту хамамов, отделанных мрамором, с фонтанами внутри отмечали все путешественники. Сэндис считал, что здания общественных бань по качеству постройки уступают только мечетям. И время доказало его правоту: османский период в современном Стамбуле представлен как раз этими двумя типами построек. А вот жилой фонд утерян из-за многочисленных пожаров.
3. Баня для всех и каждого
Хамамы были открыты для всех, независимо от религии и материального положения. И люди ходили туда регулярно, по крайней мере, раз в неделю (по словам Тевено), часто два раза в неделю (по словам Сэндиса). Женщины ходили в хамам ещё чаще: два, три и даже четыре раза, и, конечно, никогда не реже одного раза в неделю. Плата за вход была минимальной, в 17-м веке она, по-видимому, составляла всего 3-4 акче. Хамамы были женские, мужские или смешанные. Это не значит, что в последних все мылись вместе, просто баня работала по часам: утром - мужчины, во второй половине дня - женщины и маленькие дети.
4. Затейливые ритуалы красоты и здоровья (и для мужчин тоже)
Многие путешественники увлекательно писали о том, как банщики разминали и растягивали руки и ноги купальщиков, и как при этом у некоторых хрустели кости. Впрочем, далеко не все решались обратиться к банному костоправу - слишком жестоко выглядела эта практика со стороны.
Но вот обычные ритуалы чистоты со временем стали получать одобрение. Так Гийом-Жозеф Грело (17в.) писал:
в том, что касается мытья и скрабирования мужского тела, турки обладают особой ловкостью
Даже те европейцы, что были уверены в чистоте тела оставались в полном недоумении, когда после трения банщиком рукавичкой кёсе видели хлопья серой грязи на банном камне.
Помимо мытья, разминания конечностей и скрабирования, банщики также брили головы и тела мужчин или удаляли волосы на их теле, используя русму (порошок для депиляции) и негашеную известь.
О ритуалах в женском отделении, европейские мужчины знали, конечно, только по чужим рассказам. Так Мельхиседек Тевено (17в.) писал, что «турчанки были очень чистыми, на их телах не было ни грязи, ни волос». По словам Сэндиса, «Женщины использовали мазь, сделанную из глины с острова Хиоса, она делала их кожу мягкой, белой и сияющей, а также избавляла их лица от морщин».
Первой женщиной побывавшей в турецкой бане и оставившей подробное описание визита была жена английского посла Леди Мэри Уортли Монтегю.
5. Скромность и добродетель
Как уже было сказано выше, мужчины и женщины никогда не ходили в хамам вместе, даже если они были в браке. Это отличало их от римских бань, где все мылись вместе. Луиджи Басано (16в.) предупреждал, что при раздевании очень важно было «не показывать никакой нечестивой стороны, потому что тех, кто не уважает правила, избивают и выгоняют из бани». Такой порядок вещей вызвал одобрение даже у привлекло немецкого протестантского священника Саломон Швайггер, который считал, что его соотечественникам пойдет на пользу подобное отношение к ненужным проявлениям плоти:
У мужчин и женщин были отдельные бани. Там они скромны прикрыты. Немцы же, напротив, ведут себя в этом отношении бесстыдно, почти так, как будто они специально хотят продемонстрировать свои части тела, или, как я сам видел в Венеции, мужчины ходят в ванну в чём мать родила. Турки же оборачивают вокруг себя покрывало из синего льна, которое дважды покрывает их бедра и доходит до земли. Мы, христиане, должны брать с этих варваров пример в плане хорошего поведения и морали.
Справедливости ради, женские отделения хамамов, по некоторым свидетельствам, не получали пятёрку за моральный облик. Об этом подробнее в другой моей статье.