В предыдущих частях данного цикла статей мы выделили два формата магазинов (складов): самообслуживания и предварительных заказов. Других не бывает.
Как внедрить штрихкодирование и использовать устройства идентификации товаров в магазинах (складах) самообслуживания подробно описано в предыдущих статьях.
В этой статье поговорим о магазинах (складах) предварительных заказов и магазинах (складах) смешанных форматов.
В магазине (складе) предварительных заказов основным звеном внедрения штрихкодирования оказывается склад магазина - где хранится основной объем товара.
Витрину - зачастую также считают местом хранения товаров, но также она несет другую роль - демонстрировать характеристики товара.
Внедрение штрихкодирования на складе магазина (склада) предварительных заказов подразумевает установку стационарного рабочего места кладовщика - компьютера с подключением к учетной программе 1С, сканера штрихкода, принтера этикеток.
Как дополнение, в процесс работы кладовщика может быть интегрирован терминал сбора данных, беспроводной сканер штрихкода, беспроводной принтер этикеток, дисплей покупателя с электронной очередью обработки заказа.
Предупрежу вопрос: "нельзя ли обойтись без компьютера и только терминалом сбора данных, подключенным по Wi-Fi к серверу с базой 1С, и включающим встроенный сканер ШК?"
Опыт других компаний показывает, что не все вопросы можно решить только с помощью ТСД и без компьютера.
Для складов (магазинов) с большим товарооборотом выгоднее выделять и оснащать рабочее место кладовщика компьютером.
К тому же под каждую задачу для ТСД необходимо программировать свою мини-форму документа. А типовые решения 1С без доработок предназначены для использования только на стационарных компьютерах (ноутбуках).
Магазины смешанных форматов
Давайте представим офис компании, занимающейся продажей инструмента и оборудования другим компаниям и частным лицам. В офисе имеются рабочие места менеджеров-консультантов, тут же оборудована небольшая витрина, на полках разложены товары для продажи, за стенкой оборудован небольшой склад.
Такого рода небольшие офисы продаж будем относить к смешанному типу магазинов (складов).
При смешанном типе магазина есть одна рекомендация - внедрять технологии штрихкодирования обоих форматов магазинов.
Напомню, что штрихкодирование используется для идентификации товаров, мест хранения, тары, спецодежды, имущества ОС (основных средств).
Штрихкодирование целесообразно в случаях:
1) когда один товар не отличим от другого или требует некой квалификации в том, чтобы их отличить;
2) когда возникает какая-либо очередь в процессе обработки товара - например, на складе при потоковых отгрузках, на кассах при потоковых продажах.
В таких случаях целью внедрения штрихкодов является уменьшение человеческого фактора (пересорта) и ускорение очереди.
При смешанном типе магазина этикетировать придется весь товар: находящийся как на складе, так и в зале самообслуживания.
В зале самообслуживания под каждым товаром (на полке и на витрине) нужно наклеить ценник со штрихкодом и характеристиками.
При смешанном типе магазина менеджер-консультант может использовать терминал сбора данных в двух разных сценариях:
1) когда в магазин приходит покупатель, и тогда заказ в программе 1С формируется "на лету" в ТСД, отбор и отгрузка товара производится как в зале магазина, так и на складе;
2) когда заказ присылается предварительно по е-мэйл, заказ в программе 1С формируется заранее на стационарном компьютере (ноутбуке), а покупатель приезжает на склад только для получения товара. Заказ к этому моменту уже собран и готов к отгрузке - ТСД используется при отборе товара со склада или с витрины.
Сценарий №1 предполагает, что менеджер-консультант с помощью ТСД непосредственно в программе 1С формирует заказ покупателя, сканируя товар на витрине и на полках магазина. Вместе с покупателем продавец-консультант ходит по залу магазина, в руках или ТСД или планшет для заполнения заказа.
Далее, он на своем компьютере автоматически заполняет на основании введенного на ТСД заказа товарную накладную (или чек покупателя) и передает покупателю для оплаты.
Далее, пройдя на склад, подготавливает нужное количество товара и с помощью ТСД производит контроль отгрузки товара (проводит расходный ордер на товары). Иногда склад разделен от зоны продаж - в таких случаях на склад нанимаются кладовщики для сбора заказа покупателя - но это, как вы понимаете, уже более высший уровень организации бизнеса.
Сценарий №2 предполагает, что менеджер по присланной заранее заявке формирует заказ покупателя на своем компьютере. Заявка может "прилететь" по е-мэйл или из интернет-магазина.
Далее, аналогично сценарию №1, и в зависимости от оплаты и договорных отношений с покупателем: менеджер проходит на склад заранее (или дожидается покупателя и его оплаты), подготавливает нужное количество товара, с помощью ТСД производит контроль отгрузки товара (проводит расходный ордер на товары).
Иногда менеджеры отказываются от применения ТСД при сценариях №2 - что ведет к нарастанию пересорта товара на складе, к неупорядоченной выкладке товара на складе, к замедлению поиска товара, что уж говорить про менеджеров-"новичков".
При сценарии №2 при увеличении заказов нанимается кладовщик, склад выделяется в отдельный хозяйствующий объект. Но можно ли было пойти другим путем? Например, использовать ТСД для поиска товара по местам хранения и отгрузки товара покупателям?
В любом случае, при увеличении товарооборота, на складе рано или поздно появится ТСД, с которым будет работать кладовщик или менеджеры, когда кладовщик болеет или в отпуске...
При сценарии №2 при небольшом товарообороте нам не приходится оснащать склад магазина стационарным компьютером и сканером штрихкода - нам достаточно использовать только ТСД.
Напоследок, попробуйте ответить на вопрос: к какому формату относится магазин электроники Ситилинк, продуктовый магазин Ашан, строительный магазин МаксиДом?
Можно ли внедрить штрихкодирование мест хранения (полок, зон) для строительного магазина МаксиДом, и какой будет в этом выигрыш для покупателя и магазина?
Можно ли разбить на отделы продуктовый магазин Ашан, нарисовать карту отделов, вынести ее на обозрение через планшет (мобильное приложение) или в виде отрисованной бумажной схемы - а схемы расположить внутри каждого отдела? Будет ли выигрыш от того, что люди быстрее начнут ориентироваться в пространстве огромного открытого склада магазина Ашан?
Цикл статей. Когда внедрять штрихкодирование.
Часть 1. Устройства автоматической идентификации товаров.
Часть 2. Форматы магазинов и "очереди" в них.
Часть 3. Использование штрихкода в магазинах разных форматов.
Часть 4. Использование штрихкода и терминалов сбора данных в небольших офисах продаж.