Сидят два приятеля, может быть даже товарища или друга детства. Оба бизнесмены. Давно не виделись. Сидят, разговаривают. Может и выпивают.
Один другому: «нет, Игорь, я свой персонал «держу» в кулаке: пусть «дерутся» за клиента, а не сидят в интернете ⎯ конкуренция подстегивает к работе и не дает расслабляться. Чем жестче у них борьба, тем лучше мне. Видишь ⎯ все у меня есть, я⎯ в достатке».
Второй отвечает: «слышу, Андрей. А ты не задумывался, что при такой твоей «политике», ты не «добираешь» клиентов и не используешь «на максимум» потенциал своих подчиненных, а то и теряешь лучших работников. Думаю, что в коллективе у тебя частый шум и не редкость⎯ громкие «разборки».
Все-таки, когда персонал компании⎯ сплоченная команда, а не коллектив «боевых единиц», где каждый сам за себя и все против всех⎯ дела-то идут лучше. Я так считаю. У меня так в компании и я тоже в достатке и у меня тоже все есть, Андрей».
Вот такой диалог гипотетически мог быть где-то когда-то на просторах России и кто из друзей в нем ближе к истине ⎯ почитаем внимательно и не спеша ниже и поразмыслим на досуге.
Немного статистики (про конкуренцию на рабочем месте)
Совсем немного: по данным опроса (не очень свежего, правда) ФОМ, 53% опрошенных россиян сталкивались с конкуренцией на своих рабочих местах и называли возможные причины, ее порождающие. Среди них выделяли:
- повышение зарплаты, получение премий, бонусов и выплат;
- борьба за клиентов, заказы;
- карьерный рост, желание сохранить рабочее место;
- зависть, неприязнь;
- и т. д.
При этом 42% россиян считает, что конкуренция оказывает позитивное влияние, а именно:
- повышается производительность труда и его качество;
- повышается профессионализм сотрудников;
- растет зарплата;
- активируется инициатива и активность работников, появляются новые идеи, дающие толчок общему росту компании;
- и т. д.
Однако есть значительный % (36) тех, кто считает, что конкуренция вносит больше негатива в коллектив, в том числе:
- ухудшается психологический климат в коллективе, вызывая нервозность и категоричность сотрудников: появляются ссоры, склоки, интриги и зависть;
- снижается качество работы сотрудников и компании в целом;
- возрастает текучесть кадров;
- и т. д.
Внутренняя конкуренция в отделе продаж: плюсы и минусы
Известная формулировка: «конкуренция⎯ двигатель прогресса!» несет в себе конечно позитивный смысл и содержание. В том числе и внутренняя конкуренция в отделе продаж. Разумное внедрение конкуренции среди менеджеров отдела продаж дает положительный эффект и выгоду как самим менеджерам, так и компании в целом. Она способствует:
- росту продаж и быстрому повышению профессионализма сотрудника;
- стимулированию творческой активности, азарта и энтузиазма, самоотдачи и повышению градуса вовлеченности в работу;
- выявлению «случайных» людей и справедливому их отсеиванию;
- и т. д.
Неразумное или неконтролируемое, а то и агрессивное насаждение, поощрение и стимулирование конкуренции в отделе продаж может сыграть плохую шутку с отделом и даже с компанией в целом:
- многие стоящие сотрудники могут просто начать уходить, так как не всем подходит постоянные стресс, выяснение отношений, подсиживание, сталкивание лбами, напряжение и т. д.;
- «сбивается» фокус с главной задачи отдела ⎯ выполнение плана продаж, наращивание клиентского трафика, повышение лояльности постоянных клиентов и борьба за рост узнаваемости и престиж бренда;
- и еще много какого негатива «тащит» за собой нездоровая конкуренция.
Что думают о внутренней конкуренции бизнесмены и эксперты-практики
«Конкуренция конкуренции рознь. Если внутренняя конкуренция в компании направлена на решение главных ее задач⎯ это хорошая конкуренция, если цели ⎯ борьба за должность, бонусы, благосклонность руководства и т. д. ⎯ это просто «грызня» и никакая не конкуренция», ⎯ считает Сергей Литовченко ⎯ исполнительный директор Ассоциации менеджеров России.
«Здоровая конкуренция ⎯ это «двигатель» компании, который «везет» ее вперед и ввысь. Вот только за поддержанием этого «здоровья» должен следить постоянно и неустанно руководитель, вовремя вмешиваясь и не давая развиться нездоровым тенденциям»,⎯ говорит PR-менеджер компании "Империя кадров" Ольга Федорова.
Дмитрий Ронин, директор по продажам компании "Арктел" утверждает:
«Нет такой фирмы, где бы не существовала внутренняя конкуренция. Задача руководства ⎯ использовать «конкурентную» энергию сотрудников во благо.
Конкуренция должна существовать в виде соревнования, когда коллектив себя ощущает единой командой, нацеленной на результат. «Междоусобные войны» всегда ведут к ослаблению общей структуры, деградации и даже к угрозе «потери» бизнеса».
Преимущества командной работы
Назовем очевидные преимущества, доказанные масштабной практикой и жизнью поколений бизнесменов и не вызывающие противоречий или других мнений:
- команда делает возможным решение задач, которые не под силу одному человеку (в полной мере реализуется эффект синергии⎯ «совместное действие отдельных факторов (здесь⎯ людей) существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов»);
- командная работа способствует «высвобождению» скрытой энергии и «спящей» креативности менеджеров, рождая неожиданные решения и «гамму» идей и способов решения рабочих задач;
- единые и «принятые» каждым сотрудником командные цели и нормы способствуют личностному росту каждого члена команды и полному взаимопониманию;
- в команде постоянно общедоступна база знаний: новичкам и менее квалифицированным сотрудникам всегда окажут помощь и поддержку в освоении новых приемов работы;
- команде присуща высокая общая и исполнительская дисциплина и ответственность (и личная, и командная);
- и т. д.
_________________________________________________________________
«Совершенно неважно, насколько гениален ваш ум или стратегия – если вы играете в одиночку, вы всегда проиграете тем, кто играет в команде»
Рид Хоффман – американский предприниматель, сооснователь LinkedIn
_________________________________________________________________
Заключение
Так вот, завершая повествование и держа в голове большой массив исходной информации по «теме» невольно ловишь себя на мысли, что Игорь все же ближе к «истине»: командная работа отдела продаж гораздо результативнее по итогу и комфортнее для сотрудников в «процессе».
Хотя «нет вопросов»⎯ «здоровая» (разумная) конкуренция внутри отдела между менеджерами одного направления должна быть! Тоже очевидно.
Удачи всем! Найдите свой вариант устойчивого баланса командной работы и внутренней конкуренции!
А если затрудняетесь, заходите к нам в Бойлерную. Мы вам поможем! Мы также владеем методологией подбора и обучения персонала отдела продаж и практически внедряем ее у своих клиентов в качестве составной части построения отдела продаж до результата. Не сомневайтесь! Пробуйте! Жмите сюда!