Знаете, вот есть такое понятие, как «психология нищего». А тут я пришла с очередного урока, рассказала о нем дочери. А она мне:
- Так это типичная психология двоечника. Ты что, не знала?
В чем же она выражается, эта психология двоечника? Рассказываю, что произошло у меня на уроке.
***
Я уже писала, что ко мне привели очень слабенькую в плане английского девочку. И весьма ленивенькую (почитать можно по ссылкам снизу). У девочки есть несколько твердых постулатов:
- Ты учитель – вот ты и учи. (Только, наверное, в моем случае «учитель» заменяется на «репетитор».)
- Мы дети, мы хотим играть и гулять, а учиться не хотим.
- Скорее бы урок закончился.
И этих постулатов девочка очень твердо придерживается. ))
Моя задача сейчас – успеть изучить то, что она не усвоила во 2 классе. А не усвоила она все. И времени ведь уже нет. Поэтому я спешно впихиваю в нее чтение (чтобы хоть что-то могла записать и прочитать для заучивания дома) и базовую лексику. Так что не удивляйтесь выбору слов, которые мы учили.
А учили мы три слова: red (она слова такого типа более-менее читает: leg, get и пр.), green (как читается –ee она тоже знает) и white (звук [ai] ей тоже известен). То есть это те слова, которые она должна уже уметь и произнести, и прочитать, и написать, и перевести. Остальные цвета мы пока долбаем устно, она их еще не запишет и не прочитает.
Вкратце опишу, как мы прыгали с этими словами на предыдущем уроке.
Посмотрели короткие ролики, посмотрели картинки, послушали песенку.
Произнесли.
Научились говорить сочетания типа: a white cat.
Научились говорить предложения типа: I have got a white cat. I see a white cat. Точнее, конструкции I see и I have got она уже знала, мы до этого брали. Это мы все с игрушками отрабатывали, у меня имеются. Она еще знает pig и bee. Пока все. )))
Раскрасили вот эту раскраску.
Поиграли на моем телефоне в несколько игр, которые мне дочь специально сделала под эти три слова. Наверное, я об этой программе позже расскажу, вам интересно? Там прямо сам делаешь примитивные игры, типа соединить слово-картинку, слово-перевод, разложить слова в нужные контейнеры, собрать из букв слово и пр. Вот здесь я о ней написала.
Я тогда пока только один скриншот покажу.
Письменно поделали то же самое: сначала буквы вставили в слова, потом соединили слово с переводом, потом диктант написали, потом полностью перевод.
И на дом небольшое задание было. Что-то соединить, что-то написать – то есть не очень много.
Вот скажите, это мы мало предварительно занимались с этими словами? Мало, да? Еще надо было? ))))
Приходит ко мне девочка через день. Начинаем вспоминать. Для начала устно. Уже полный провал – для нее любой цвет это green. И хоть ты убейся.
Пробуем читать. Там еще веселее. Пишу, допустим, тот же green. Она читает:
- Tom. Нет? Эээээ…Red? Тоже нет? Med?
При этом стоит мне только отвернуться к доске, за моей спиной раздается вопль:
- У-у-ааааа-у!.
Примерно, как у Элизы Дулитл, помните?
Так и пытаемся читать:
- Leb? У-у-ааааа-у!. Neg? У-у-ааааа-у.
То есть девочка явно бормочет все, что ей взбредет в голову, не сильно заморачиваясь. Я не выдержала, поинтересовалась причиной криков. Несколько ехидно, виновата:
- Ты что так кричишь? Тебя кто-то укусил?
- Да, меня укусил паук неделю назад. У-у-ааааа-у!
Думаю:
- Ладно, с чтением мы, похоже, пролетаем, попробуем написать.
Еще разик вспоминаем слова устно, делаем пару игр на телефоне. Я пишу на листочке три слова в столбик: «Красный, белый, зеленый». Прошу написать перевод.
Вот тут-то и начался цирк.
- У-у-ааааа-у! Не могу, не хочу, не помню!
Пытаемся вспоминать вместе.
- Воот, первую же букву написала, правильно, молодец. А дальше? А давай вспомним? А попробуем все-таки?
В результате получаю примерно вот такие обрывочки слов: «r» и дальше какая-то завитушка, «vaid» и «drim».
Пишу правильный вариант, прошу написать по строчке. Ох, жаль, я не сфотографировала. Знаете, как они делают? Пишут очень большими буквами и с огромным расстоянием между ними – получается, что одно слово всю строчку и занимает.
Не сдаюсь, прошу писать буквы более слитно и умещать все в строчку. Поэтому пишем уже по три строчки каждого слова. По три, по три, не две. Да, да, у-у-ааааа-у! Молодец, отлично написала, и даже почти все правильно. Попробуем еще разик перевод написать. У тебя все получится, ты же молодец.
- Опяяять? У-у-ааааа-у!
И девочка втихушку пытается записать слова себе на руку. Я пресекаю. Пытается записать на стол. Я пресекаю. Пытается записать на клочок бумажки. Я пресекаю.
Да мне уже интересно стало, что еще можно сделать. )))) Вроде уже ничего. Нееет, можно, можно. Еще как можно.
- Я забыла одну букву, можно, я посмотрю в тетрадь?
И делается попытка быстренько выписать все три слова на поля листочка. Опять пресекаю. Убираю листочек, даю новый.
- Может, уже что-то другое поделаем?
- Неееет, - отвечаю голосом хорошо воспитанной каракатицы. – Как мы можем брать что-то другое, если мы это еще не выучили?
Я уже вижу, что меня явно пытаются «продавить». Видимо, как в школе: рано или поздно отстанет же.
В результате ушла от меня девочка с наказом учить все эти же три слова. И с подробной инструкцией, как это делать. И с обещанием звонка маме (это с моей стороны). И с попыткой взрыднуть (это уже с ее стороны).
***
Рассказываю все это дочери. А она мне – про психологию двоечника.
- Понимаешь, такие люди будут изобретать какие-то уловки, отмазки, увертки, тратить кучу сил, времени и энергии, но не пойдут по самому простому пути – не выучат. Им это просто в голову не приходит. У них установка: «Я все равно это выучить не смогу. Учеба – это не для меня, поэтому я и не пытаюсь». Даже если тема элементарная. То есть вариант «выучить» не рассматривается уже на уровне подсознания. И у них первая мысль: «Как бы списать». Они не понимают, что на самом деле то, что они проделывают – гораздо сложнее, да еще смысла в этом нет, потому что все равно учить заставят. Ну, чаще всего. Если не плюнут и не забьют. У меня почти все одноклассники так делают. Поэтому я шарю.
А ведь что-то в этом есть, согласитесь. Пожалуй, дочь права.
Как вы считаете?
И я от себя добавлю. Тут в любом случае надо работать вместе с родителями. А если там установка:
- Мы репетитору деньги платим – вот пусть и учит.
Или:
- Ничего в школе не соображаешь, приходится деньги тратить и репетитора нанимать.
Думаю, в таком случае ребенок будет и сознательно, и бессознательно противодействовать процессу обучения. И учиться не будет назло себе, мне и родителям. И это печально.
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: А вот с чтением я, кажется, потихоньку начала справляться. Все благодаря замечательной группе ВК «Mishkie» и ее создателю – Артему Морозову. (Это не реклама, там такой уровень, что он в моей рекламе точно не нуждается. А даже если бы и реклама – чего б не рассказать людям об очень полезной вещи?) Я об этом тоже планирую написать.
И еще. Недавно обнаружились интересные факты, которые слегка пролили мне свет на характер девочки. Об этом вот: "Как у нас учился мальчик, который активно считал наши деньги и не менее активно уклонялся от учебы". Найдите три отличия. )))))
Про эту девочку по порядку:
Ох, родители, родители… Не надо так настраивать детей
Маленькие дети, расписание и вынос мозга репетитору
Все истории об этой девочке читайте в рубрикаторе («Записки репетитора» - все по полочкам, все по рубрикам) под заголовком «Про маленькую девочку, которая активно сопротивляется обучению»
Вот о чем я писала 17 и 18 августа в прошлом году:
Ода словарю Мюллера
Что и как мы повторяем перед началом учебного года: начальная школа