Найти в Дзене
Записки репетитора

Психология двоечника, или как я девочку пыталась обучить, а она от этого активно уклонялась

Знаете, вот есть такое понятие, как «психология нищего». А тут я пришла с очередного урока, рассказала о нем дочери. А она мне: - Так это типичная психология двоечника. Ты что, не знала? В чем же она выражается, эта психология двоечника? Рассказываю, что произошло у меня на уроке. *** Я уже писала, что ко мне привели очень слабенькую в плане английского девочку. И весьма ленивенькую (почитать можно по ссылкам снизу). У девочки есть несколько твердых постулатов: - Ты учитель – вот ты и учи. (Только, наверное, в моем случае «учитель» заменяется на «репетитор».) - Мы дети, мы хотим играть и гулять, а учиться не хотим. - Скорее бы урок закончился. И этих постулатов девочка очень твердо придерживается. )) Моя задача сейчас – успеть изучить то, что она не усвоила во 2 классе. А не усвоила она все. И времени ведь уже нет. Поэтому я спешно впихиваю в нее чтение (чтобы хоть что-то могла записать и прочитать для заучивания дома) и базовую лексику. Так что не удивляйтесь выбору слов, которые мы у

Знаете, вот есть такое понятие, как «психология нищего». А тут я пришла с очередного урока, рассказала о нем дочери. А она мне:

- Так это типичная психология двоечника. Ты что, не знала?

В чем же она выражается, эта психология двоечника? Рассказываю, что произошло у меня на уроке.

***

Я уже писала, что ко мне привели очень слабенькую в плане английского девочку. И весьма ленивенькую (почитать можно по ссылкам снизу). У девочки есть несколько твердых постулатов:

- Ты учитель – вот ты и учи. (Только, наверное, в моем случае «учитель» заменяется на «репетитор».)

- Мы дети, мы хотим играть и гулять, а учиться не хотим.

- Скорее бы урок закончился.

И этих постулатов девочка очень твердо придерживается. ))

Моя задача сейчас – успеть изучить то, что она не усвоила во 2 классе. А не усвоила она все. И времени ведь уже нет. Поэтому я спешно впихиваю в нее чтение (чтобы хоть что-то могла записать и прочитать для заучивания дома) и базовую лексику. Так что не удивляйтесь выбору слов, которые мы учили.

А учили мы три слова: red (она слова такого типа более-менее читает: leg, get и пр.), green (как читается –ee она тоже знает) и white (звук [ai] ей тоже известен). То есть это те слова, которые она должна уже уметь и произнести, и прочитать, и написать, и перевести. Остальные цвета мы пока долбаем устно, она их еще не запишет и не прочитает.

Вкратце опишу, как мы прыгали с этими словами на предыдущем уроке.

Посмотрели короткие ролики, посмотрели картинки, послушали песенку.

Произнесли.

Научились говорить сочетания типа: a white cat.

Научились говорить предложения типа: I have got a white cat. I see a white cat. Точнее, конструкции I see и I have got она уже знала, мы до этого брали. Это мы все с игрушками отрабатывали, у меня имеются. Она еще знает pig и bee. Пока все. )))

Раскрасили вот эту раскраску.

Поиграли на моем телефоне в несколько игр, которые мне дочь специально сделала под эти три слова. Наверное, я об этой программе позже расскажу, вам интересно? Там прямо сам делаешь примитивные игры, типа соединить слово-картинку, слово-перевод, разложить слова в нужные контейнеры, собрать из букв слово и пр. Вот здесь я о ней написала.

Я тогда пока только один скриншот покажу.

Здесь надо нажать на все зеленые предметы. Они будут отмечены галочкой. Не туда нажмешь - предмет будет перечеркнутым.
Здесь надо нажать на все зеленые предметы. Они будут отмечены галочкой. Не туда нажмешь - предмет будет перечеркнутым.

Письменно поделали то же самое: сначала буквы вставили в слова, потом соединили слово с переводом, потом диктант написали, потом полностью перевод.

И на дом небольшое задание было. Что-то соединить, что-то написать – то есть не очень много.

Вот скажите, это мы мало предварительно занимались с этими словами? Мало, да? Еще надо было? ))))

Приходит ко мне девочка через день. Начинаем вспоминать. Для начала устно. Уже полный провал – для нее любой цвет это green. И хоть ты убейся.

Пробуем читать. Там еще веселее. Пишу, допустим, тот же green. Она читает:

- Tom. Нет? Эээээ…Red? Тоже нет? Med?

При этом стоит мне только отвернуться к доске, за моей спиной раздается вопль:

- У-у-ааааа-у!.

Примерно, как у Элизы Дулитл, помните?

Так и пытаемся читать:

- Leb? У-у-ааааа-у!. Neg? У-у-ааааа-у.

То есть девочка явно бормочет все, что ей взбредет в голову, не сильно заморачиваясь. Я не выдержала, поинтересовалась причиной криков. Несколько ехидно, виновата:

- Ты что так кричишь? Тебя кто-то укусил?

- Да, меня укусил паук неделю назад. У-у-ааааа-у!

Думаю:

- Ладно, с чтением мы, похоже, пролетаем, попробуем написать.

Еще разик вспоминаем слова устно, делаем пару игр на телефоне. Я пишу на листочке три слова в столбик: «Красный, белый, зеленый». Прошу написать перевод.

Вот тут-то и начался цирк.

- У-у-ааааа-у! Не могу, не хочу, не помню!

Пытаемся вспоминать вместе.

- Воот, первую же букву написала, правильно, молодец. А дальше? А давай вспомним? А попробуем все-таки?

В результате получаю примерно вот такие обрывочки слов: «r» и дальше какая-то завитушка, «vaid» и «drim».

Пишу правильный вариант, прошу написать по строчке. Ох, жаль, я не сфотографировала. Знаете, как они делают? Пишут очень большими буквами и с огромным расстоянием между ними – получается, что одно слово всю строчку и занимает.

Не сдаюсь, прошу писать буквы более слитно и умещать все в строчку. Поэтому пишем уже по три строчки каждого слова. По три, по три, не две. Да, да, у-у-ааааа-у! Молодец, отлично написала, и даже почти все правильно. Попробуем еще разик перевод написать. У тебя все получится, ты же молодец.

- Опяяять? У-у-ааааа-у!

И девочка втихушку пытается записать слова себе на руку. Я пресекаю. Пытается записать на стол. Я пресекаю. Пытается записать на клочок бумажки. Я пресекаю.

Да мне уже интересно стало, что еще можно сделать. )))) Вроде уже ничего. Нееет, можно, можно. Еще как можно.

- Я забыла одну букву, можно, я посмотрю в тетрадь?

И делается попытка быстренько выписать все три слова на поля листочка. Опять пресекаю. Убираю листочек, даю новый.

- Может, уже что-то другое поделаем?

- Неееет, - отвечаю голосом хорошо воспитанной каракатицы. – Как мы можем брать что-то другое, если мы это еще не выучили?

Я уже вижу, что меня явно пытаются «продавить». Видимо, как в школе: рано или поздно отстанет же.

В результате ушла от меня девочка с наказом учить все эти же три слова. И с подробной инструкцией, как это делать. И с обещанием звонка маме (это с моей стороны). И с попыткой взрыднуть (это уже с ее стороны).

***

Рассказываю все это дочери. А она мне – про психологию двоечника.

- Понимаешь, такие люди будут изобретать какие-то уловки, отмазки, увертки, тратить кучу сил, времени и энергии, но не пойдут по самому простому пути – не выучат. Им это просто в голову не приходит. У них установка: «Я все равно это выучить не смогу. Учеба – это не для меня, поэтому я и не пытаюсь». Даже если тема элементарная. То есть вариант «выучить» не рассматривается уже на уровне подсознания. И у них первая мысль: «Как бы списать». Они не понимают, что на самом деле то, что они проделывают – гораздо сложнее, да еще смысла в этом нет, потому что все равно учить заставят. Ну, чаще всего. Если не плюнут и не забьют. У меня почти все одноклассники так делают. Поэтому я шарю.

А ведь что-то в этом есть, согласитесь. Пожалуй, дочь права.

Как вы считаете?

И я от себя добавлю. Тут в любом случае надо работать вместе с родителями. А если там установка:

- Мы репетитору деньги платим – вот пусть и учит.

Или:

- Ничего в школе не соображаешь, приходится деньги тратить и репетитора нанимать.

Думаю, в таком случае ребенок будет и сознательно, и бессознательно противодействовать процессу обучения. И учиться не будет назло себе, мне и родителям. И это печально.

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

P.S.: А вот с чтением я, кажется, потихоньку начала справляться. Все благодаря замечательной группе ВК «Mishkie» и ее создателю – Артему Морозову. (Это не реклама, там такой уровень, что он в моей рекламе точно не нуждается. А даже если бы и реклама – чего б не рассказать людям об очень полезной вещи?) Я об этом тоже планирую написать.

И еще. Недавно обнаружились интересные факты, которые слегка пролили мне свет на характер девочки. Об этом вот: "Как у нас учился мальчик, который активно считал наши деньги и не менее активно уклонялся от учебы". Найдите три отличия. )))))

Про эту девочку по порядку:

Ох, родители, родители… Не надо так настраивать детей

Маленькие дети, расписание и вынос мозга репетитору

Все истории об этой девочке читайте в рубрикаторе («Записки репетитора» - все по полочкам, все по рубрикам) под заголовком «Про маленькую девочку, которая активно сопротивляется обучению»

Вот о чем я писала 17 и 18 августа в прошлом году:

Ода словарю Мюллера

Что и как мы повторяем перед началом учебного года: начальная школа