Путешествуя в районе Норильска летом 2021 года, в какой-то момент мы решили покататься по грунтовым дорогам в тундре — и попробовать заехать на гору (теоретически это возможно).
Наша арендованная зелёная «Тойота» восприняла эту идею без энтузиазма, трясясь и лязгая на всех ухабах, отчаянно гудя мотором и мигая загадочными лампочками предупреждений на приборной доске — но всё же покорно ехала по дороге.
В какой-то момент облака немного расступились, и мы остановились.
Солнце, пробившись сквозь тучи, осветило яркими пятнами отвалы красноватой породы на отрогах горы Шмидтиха, и я попросил сделать остановку, чтобы запечатлеть окружающий пейзаж.
Мотор послушно стих, и наступила относительная тишина. В двух километрах еле слышно гудело шоссе, да гудела мошкара, изголодавшаяся по русской кровушке. Слава Богу, мошкары было мало.
Я поднял коптер в воздух и сделал снимок горы Шмидтиха и дороги, идущей в сторону горы. Она пересекала Разведочный ручей, после чего резко уходила влево.
Затем я развернулся чуть правее и увидел на фоне белых пластов снежников какие-то кирпичные строения.
Выглядели они так, будто кто-то в голой тундре поставил в правильном геометрическом порядке несколько домов, да на полпути бросил их, махнув рукой.
На карте это место было обозначено как «Развалины посёлка Западный» и «Развалины шахты Западная».
Я решил подлететь поближе. К сожалению, поднялся ветер, который мог сбить мой миниатюрный коптер, поэтому высоко я не поднимался.
С более близкого расстояния было видно, что это, судя по всему, какой-то посёлок. Двухэтажные кирпичные дома вызывали ассоциации с архитектурой 50-60-х годов.
И было хорошо заметно, что постройки не разрушились сами — судя по всему, их пытались снести, но почему-то бросили на полпути.
Ветер усиливался, и я повернул обратно к машине, решив на досуге подробнее изучить, что же это за место такое.
Развернувшись, я сделал ещё один снимок — здесь прямо по курсу виден весело дымящий на весь Норильск Медный завод, справа — отвалы на склоне горы Шмидтиха, по центру — треугольное озеро-хвостохранилище, и ближе к нижней части кадра — Разведочный ручей.
А вот что мне удалось узнать об истории самого посёлка.
Для нужд Норильска требовался уголь (в первую очередь — для работы шахт), для этих целей в конце 30-х годов было разведано угольное месторождение на склоне горы Шмидтиха, где с 1939 года силами заключённых была построена угольная шахта и с того же времени существовала так называемая лагкомандировка — место, где временно проживали заключённые из основного лагеря.
К 1948 лагкомандировка разрослась до полноценного лаготделения, получившего номер 14. Заключённые жили в деревянных бараках.
С начала 50-х годов здесь начали появляться и вольные рабочие, в основном прилетевшие с «Большой земли» за длинным рублём. Для них в 1953 начали строить кирпичные дома (те самые, остатки которых видны на фото выше), а также частично освободили лучшие деревянные бараки.
Примерно в 1960 году лаготделение уже числилось как посёлок «Западный». Заключённые жили отдельно, в охраняемой «зоне» в стороне.
В пик своего расцвета в 1970-м в посёлке было 3 улицы, почта, телеграф, магазин, школа, сберкасса, библиотека, гараж тяжёлой техники.
В 1970-1972 году всё производство в Норильске было переведено с угля на газ, после чего все угольные шахты, в том числе и «Западная» были закрыты.
После этого началось постепенное расселение. Ещё примерно 10 лет посёлок существовал, постепенно угасая.
Окончательно посёлок прекратил своё существование в 1990 году — к этому времени пожарными были сожжены все деревянные постройки и перекрытия кирпичных домов. Часть кирпичных зданий было уничтожено строительной техникой.
Теперь это совершенно непригодный к жизни посёлок-призрак, через который проходит одна заброшенная дорога — даже не верится, что когда-то здесь кипела жизнь.