Найти тему
Пандора

Урок Истории. Внутренняя политика Екатерины Великой

Оглавление
Екатерина Великая
Екатерина Великая

Екатерина Великая с энтузиазмом поддерживала идеалы Просвещения, заработав таким образом статус просвещенного деспота, хотя ее реформы принесли пользу небольшому числу ее подданных и не изменили деспотическую систему русского крепостничества.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Оцените внутреннюю политику Екатерины Великой и насколько ее можно считать просвещенным деспотом.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

  • Период правления Екатерины (1762-1796 гг.), Екатерининская эра, часто считается золотым веком Российской империи и русского дворянства. Она с энтузиазмом поддерживала идеалы Просвещения, заработав таким образом статус просвещенного деспота.
  • Поклонница Петра Великого, Екатерина продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу. Однако военная повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права, а растущие требования государства и частных землевладельцев привели к росту зависимости от крепостных. В результате беспорядки усилились, и в период с 1762 по 1769 год произошло более пятидесяти крестьянских восстаний. Кульминацией стало восстание Пугачева, крупнейшее крестьянское восстание в истории России.
  • Екатерина считала, что «человека нового типа» можно создать, прививая русским детям европейское образование. Однако, несмотря на рекомендации экспертов создать общую систему образования для всех русских православных подданных в возрасте от 5 до 18 лет, исключая крепостных, были предприняты лишь скромные меры. Примерно 62000 учеников получили образование в 549 государственных учреждениях ближе к концу правления Екатерины - ничтожное количество людей по сравнению с численностью населения России.
  • Екатерина приняла русское православие в рамках своего погружения в русские дела, но лично осталась в значительной степени равнодушной к религии. Ее религиозная политика была направлена ​​на контроль населения и религиозных институтов в многоконфессиональной империи и не была выражением религиозной свободы.
  • Екатерина не выступала за демократические реформы, но обратилась к некоторым тенденциям модернизации, включая разделение страны на провинции и районы, дальнейшее усиление власти землевладельческих олигархов и издание Хартии городов, которая распределила всех людей на шесть групп как способ ограничения власть дворян и создать среднее сословие.
  • Екатерина имела репутацию покровительницы искусства, литературы и образования. Она культивировала и переписывалась с французскими энциклопедистами, но не поддерживала вольнодумство среди своих подданных так сильно, как среди известных французских философов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

просвещенный деспотизм

Также известный как просвещенный абсолютизм или доброжелательный абсолютизм, форма абсолютной монархии или деспотизма, вдохновленная Просвещением. Монархи, принявшие его, следовали причастиям рациональности. Некоторые из них способствовали образованию и допускали религиозную терпимость, свободу слова и право владеть частной собственностью. Они считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, в соответствии с которым деспоту была доверена власть управлять через общественный договор вместо любых других правительств.

Восстание Пугачева

Восстание 1773-75 годов в серии народных восстаний, имевших место в России после прихода к власти Екатерины II в 1762 году. Оно началось как организованное восстание казаков на фоне глубоких крестьянских волнений и войны с Османской империей. Это было крупнейшее крестьянское восстание в истории России.

Эрмитаж

Музей искусства и культуры в Санкт-Петербурге, Россия. Один из крупнейших и старейших музеев мира, он был основан в 1764 году Екатериной Великой и открыт для публики с 1852 года. Его коллекции, из которых лишь небольшая часть находится в постоянной экспозиции, насчитывают более трех миллионов экспонатов.

Казаки

Группа преимущественно восточнославяноязычных людей, которые стали известны как члены демократических, самоуправляющихся, полувоенных сообществ, преимущественно расположенных на Украине и в России. Они населяли малонаселенные районы и острова в бассейнах нижнего Днепра, Дона, Терека и Урала и играли важную роль в историческом и культурном развитии как России, так и Украины.

Смольный институт

Первое в России учебное заведение для женщин, созданное при Екатерине Великой, которое продолжало функционировать под личным патронажем российской императрицы до самой революции 1917 года.

Екатерина II: Просвещенный Деспот

Период правления Екатерины (1762-1796 гг.), Екатерининская эра, часто считается золотым веком Российской империи и русского дворянства. Она с энтузиазмом поддерживала идеалы Просвещения, заработав таким образом статус просвещенного деспота. Таким образом, она считала, что укрепление своего авторитета должно происходить за счет улучшения жизни ее подданных. Эта философия просвещенного деспотизма подразумевала, что суверен знал интересы своих подданных лучше, чем они сами. Монарх, взявший на себя ответственность за подданных, исключал их участие в политической жизни.

Портрет императрицы Екатерины Великой работы русского художника Федора Рокотова, 1763 г. Екатерина реформировала управление русскими губерниями, и по ее приказу были основаны многие новые города и поселки. Поклонница Петра Великого, она продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу, хотя ее реформы не пошли на пользу массам, а военная повинность и экономика продолжали зависеть от крепостничества.
Портрет императрицы Екатерины Великой работы русского художника Федора Рокотова, 1763 г. Екатерина реформировала управление русскими губерниями, и по ее приказу были основаны многие новые города и поселки. Поклонница Петра Великого, она продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу, хотя ее реформы не пошли на пользу массам, а военная повинность и экономика продолжали зависеть от крепостничества.

Крепостное Право

Поклонница Петра Великого, Екатерина продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу. Однако военная повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права, а растущие требования государства и частных землевладельцев привели к росту зависимости от крепостных. Екатерина подтвердила власть дворян над крепостными в обмен на политическое сотрудничество дворян, что было одной из главных причин продолжающихся восстаний. Волнения усиливались по мере того, как продолжался XVIII век, когда между 1762 и 1769 годами произошло более пятидесяти крестьянских восстаний. Кульминацией их стало восстание Пугачева, когда между 1773 и 1775 годами Емельян Пугачев сплотил крестьян и казаков и пообещал крепостным землю их земли. и свободу от своих господ.

В XVIII веке крестьянство в России больше не было привязано к земле, а было привязано к своим владельцам, что делало русское крепостное право более похожим на рабство, чем любая другая система принудительного труда, существовавшая в то время в Европе. Помещик мог наказывать своих крепостных по своему усмотрению, а при Екатерине Великой получил возможность приговаривать своих крепостных к каторжным работам в Сибири - наказание, обычно предназначенное для осужденных преступников. Единственное, что дворянин не мог сделать со своими крепостными, - это убить их. Жизнь крепостного принадлежала государству. Исторически сложилось так, что когда крепостные сталкивались с проблемами, которые они не могли решить (например, с жестокими хозяевами), они обращались к самодержцу. Они продолжали это делать во время правления Екатерины, хотя она подписала закон, запрещающий эту практику. Хотя она устранила некоторые способы для людей стать крепостными, достигнув высшей точки в манифесте 1775 года, запрещавшем однажды освобожденному крепостному снова стать крепостным, она также ограничивала свободы многих крестьян. Во время своего правления Екатерина отдала многих казенных крестьян в частные крепостные (принадлежавшие помещику).

Пугачев поднял восстание в середине сентября 1773 года. У него была значительная сила, состоящая из казаков, русских крестьян, заводских крепостных и инородцев. Несмотря на некоторые победы, к концу 1774 года ситуация стала меняться, и победа русской армии при Царицыне унесла жизни от 9 000 до 10 000 повстанцев. К началу сентября восстание было подавлено. Пугачева предали его собственные казаки, когда он пытался бежать, и он был обезглавлен и расчленен в 1775 году.

Образование

Екатерина считала, что «человека нового типа» можно создать, прививая русским детям европейское образование. Однако, несмотря на рекомендации экспертов создать общую систему образования для всех русских православных подданных в возрасте от 5 до 18 лет, исключая крепостных, были предприняты лишь скромные меры. Московский детский дом (Московский детский дом), которому поручено принимать обездоленных и внебрачных детей, был создан для экспериментов с новыми педагогическими теориями. Однако из-за чрезвычайно высокой смертности он не смог служить этой цели. Вскоре после Московского воспитанника Екатерина основала Смольный институт благородных девиц для обучения женщин. Девочек, посещавших Смольный институт «Смолянки», часто обвиняли в том, что они не знают ничего, что происходило за стенами Смольных зданий.

Смольный институт, первый в России институт благородных девиц и первое европейское государственное женское высшее учебное заведение, работы С.Ф. Галактионова, 1823 г.
Смольный институт, первый в России институт благородных девиц и первое европейское государственное женское высшее учебное заведение, работы С.Ф. Галактионова, 1823 г.

Здание было заказано Обществом воспитания благородных девиц у Джакомо Кваренги и построено в 1806–08 для размещения Смольного института благородных девиц, созданного по настоянию Ивана Бецкого и в соответствии с указом Екатерины в 1764 году. Открытие института стало значительным шагом на пути к тому, чтобы образование стало доступным для женщин в России.

Екатерина провела некоторые образовательные реформы, несмотря на отсутствие национальной школьной системы. Реконструкция кадетского корпуса в 1766 г. положила начало многим реформам в области образования. Корпус начал принимать детей с самого раннего возраста и обучать их до 21 года, а учебная программа была расширена с профессиональной военной программы, включив в нее науки, философию, этику, историю и международное право. В 1786 г. был обнародован Положение о народном просвещении России. Положение установило двухуровневую сеть гимназий и начальных школ губернии.столицы, которые были бесплатными, открытыми для всех бесплатных классов (не крепостных) и совместного обучения. Через два года после реализации Екатерининской программы член Национальной комиссии проинспектировал созданные институты. По всей России инспекторы столкнулись с неоднородной системой. В то время как дворянство вкладывало значительные суммы денег в эти учреждения, они предпочитали отправлять своих детей в частные, более престижные учреждения. Кроме того, горожане были настроены против младших классов и их педагогических методов. Примерно 62000 учеников получили образование в 549 государственных учреждениях ближе к концу правления Екатерины - ничтожное количество людей по сравнению с численностью населения России.

Религия

Екатерина приняла русское православие в рамках своего погружения в русские дела, но лично осталась в значительной степени равнодушной к религии. Ее религиозная политика в основном была направлена ​​на контроль населения и религиозных институтов в многоконфессиональной империи. Она национализировала все церковные земли, чтобы помочь оплачивать свои войны, в значительной степени опустошила монастыри и заставила большинство оставшихся священнослужителей выживать в качестве фермеров или получать плату за услуги. Однако в своей антиосманской политике она способствовала защите и воспитанию христиан под властью Турции. Несмотря на то, что она подвергала резкой критике католиков в польских частях своей империи, Россия также предоставила убежище иезуитам после их подавления в большей части Европы в 1773 году.

Екатерина использовала много подходов к исламу во время своего правления, но ее происламская политика была попыткой контролировать мусульманское население в империи. После Эдикта о терпимости ко всем вероисповеданиям 1773 года мусульманам было разрешено строить мечети и свободно практиковать. В 1785 году Екатерина одобрила субсидирование мусульманам новых мечетей и новых городских поселений. Строя новые поселения с размещенными в них мечетями, Екатерина пыталась обосновать многие кочевые народы, кочевавшие по югу России. В 1786 году она включила исламские школы в российскую государственную школьную систему, которая регулировалась государством. План был очередной попыткой заставить кочевников осесть.

Россия часто рассматривала иудаизм как отдельную единицу, а евреи находились под отдельной правовой и бюрократической системой. После аннексии польских территорий еврейское население империи значительно выросло. Екатерина взимала дополнительные налоги с последователей иудаизма, но если семья переходила в православную веру, этот дополнительный налог снимался. В 1785 году она объявила еврейское население официально иностранцами с правами иностранцев. Екатерининский указ также лишал их прав православных или натурализованных граждан России. В 1794 году налоги для евреев по происхождению снова удвоились, и Екатерина официально заявила, что евреи не имеют никакого отношения к русским.

Администрация и интеллектуальная жизнь

Екатерина не выступала за демократические реформы, но обращалась к некоторым тенденциям модернизации. В 1775 году она издала Статут об управлении провинциями Российской империи. Устав был направлен на эффективное управление Россией за счет увеличения населения и разделения страны на провинции и районы. В 1785 году она даровала дворянству Устав дворянству, что еще больше усилило власть землевладельческих олигархов. Дворяне в каждом округе избирали маршала дворянства, который говорил от их имени с монархом по интересующим их вопросам, в основном по экономическим вопросам. В том же году Екатерина издала Городскую хартию, которая распределила всех людей на шесть групп, чтобы ограничить власть дворян и создать среднее сословие.

Екатерина имела репутацию покровительницы искусства, литературы и образования. Эрмитаж, который сейчас занимает весь Зимний дворец, начинался как личное собрание Екатерины. Через несколько месяцев после своего вступления на престол в 1762 году, услышав, что французское правительство пригрозило прекратить публикацию знаменитой французской энциклопедии из-за ее нерелигиозного духа, Екатерина предложила Дидро завершить свою великую работу в России под ее защитой. писала комедии, беллетристику и мемуары, взращивая французских энциклопедистов, которые позже закрепили ее репутацию в своих трудах. Екатерина заручилась поддержкой Вольтера и переписывалась с ним в течение 15 лет, начиная с ее прихода на престол и до его смерти в 1778 году. Во время правления Екатерины Русские импортировали и изучали классические и европейские влияния, которые вдохновляли русское Просвещение. Также она стала большим меценатом русской оперы. Однако она не так поддерживала дух вольнодумства среди своих подданных, как среди известных французских философов. Когда Александр Радищев опубликовал своюПутешествие из Петербурга в Москву в 1790 году (через год после начала Французской революции) и предупреждение о восстаниях из-за плачевных социальных условий крепостных крестьян, Екатерина сослала его в Сибирь.