Найти в Дзене

"Учимся плавать", часть 3: КАКАЯ ТАКАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ?

Оглавление
Эту серию статей затеяла Наталия Дмитриевна. Я считаю, они нужны не меньше, чем мои самоинтервью в цикле "Будни ветеринарного психолога". Эти статьи в сжатом виде дают представление об основах нашей работы.
Первые две части этой серии были так давно, что вы, наверно, уже и не ждали продолжения. А вот и оно!

Предыдущие части:

Часть 1: КАК ВЫБРАТЬ ПОМОЩНИКА?

Часть 2: ЧЕМ НАМ ПОМОГАЮТ РАЗНЫЕ НАУКИ

Фото с просторов.
Фото с просторов.

Традиционная зоопсихология.
Не имеет отношения к здоровью животных.

Вообще-то она существует давно – еще с конца XVIII века. Ученых воодушевляла возможность понять особенности #психики человека, для чего они и хотели сначала изучить более простой объект – психику животных.

Однако в 1894 году изучению психики пришел конец. Конвей Ллойд Морган припомнил методологическую норму XII века, названную "бритвой Оккама" в честь придумавшего ее монаха-схоласта. Вот он, этот универсальный принцип: "Не следует привлекать для объяснения явлений более сложных понятий, чем это необходимо". Курсивом тут выделены ключевые слова.

Г-н Морган подошел к проблеме без лишних ухищрений. Раз #психическая деятельность недоступна наблюдателю и не может быть более или менее толково описана, то эти понятия слишком сложны. А уж насколько они необходимы, решать нам. Куда проще изучать то, что можем – наблюдаемое поведение. Так был наложен запрет на изучение психики животных. И запрет этот продержался около ста лет.

И этологи, и бихевиористы находились в кандалах "правила Моргана". Не было в науке методов, способных описать ненаблюдаемое. И только к концу ХХ века в разных областях науки стал завоевывать свои позиции такой универсальный метод, как #моделирование . А как еще исследовать внутренности атомного ядра или льды Энцелада, спутника Сатурна? Ни того, ни другого никто в глаза не видел!

Но как быть с тем фактом, что одно и то же #поведение может иметь разные причины? Скажем, собака отказывается прыгать по команде. Она что, рассказала хозяину, что у нее болит или кружится голова? Да какое там! Она просто капризничает! А если даже это не каприз, то значит, лакомство ей нужно повкуснее. За неимением лучшего приходилось полагаться на то, что думает об этом человек – "в силу сегодняшней мудрости". А у "сегодняшней мудрости" во все века есть одна общая черта – рано или поздно выясняется, что никакая это не мудрость. Однако это не мешает принять ее за догму.

Вот так и остановилось изучение психики – то есть, причин поведения. Этология и бихевиоризм воспринимались как два полюса, представляющие хотя и противоположные подходы, но все же исчерпывающие исследования психики животных.

К одной и той же проблеме этологи и бихевиористы подходят с принципиально разных сторон. Этологи рассматривают поведение с позиций зверя. Бихевиористы же разработали изощренные способы, которыми человек достигает своих целей – но зверя они вроде бы и не видят. Им все равно, имеют ли они дело с собакой, слоном или пляшущим цыпленком Карен Прайор… или даже с человеком.

Адаптивная зоопсихология.
Обеспечивает развитие ветеринарной психологии и психоневрологии, давая информацию о причинах стрессовых расстройств нервной деятельности.

Только в самом конце ХХ века звезды на небосклоне науки сошлись таким образом, что стал возможным принципиально новый подход к изучению психической деятельности.

Решающим шагом в #научной методологии явилось системное мышление, позволившее непротиворечиво связать между собой разные аспекты изучаемого явления. Теория больших систем предоставила основу для синтеза результатов различных дисциплин в единую концепцию. Теория информации вместе с некоторыми разделами прикладной математики дала возможность исследовать психические процессы как преобразования внешней и внутренней информации. Теория моделирования позволила построить полноценную модель ненаблюдаемых процессов. Развитие Павловских представлений связало #информационные процессы с их материальным носителем – #нервной системой .

Иными словами, надо всего-навсего взять пять-шесть учебников и, раскрыв их на нужных страницах, связать разные данные в единую систему.

Адаптивная зоопсихология (АЗ) рассматривает поведение животных как результат взаимодействия трех составляющих:

  • потребность;
  • реальные условия;
  • индивидуальная психическая деятельность.

Основным понятием АЗ стало психическое #приспособление (адаптация) к условиям жизни – точь-в-точь как в этологии. Приспособление стало системообразующим понятием – нечто вроде общего стержня, на который монтируются все элементы концепции. А система отличается от разрозненного набора элементов тем, что она приобретает особые системные свойства, а возможности ее оказываются больше, чем сумма возможностей всех ее частей.

Вот, например, из одних и тех же элементов можно собрать две разные системы – пельмени и макароны по-флотски. Их системные свойства будут разными и, уж точно, иными, чем у продуктов, разложенных в рядок на столе. И даже простенькая системка "чай-сахар" обладает новыми свойствами (даже физико-химическими).

Да взять хотя бы эту статью. Это тоже система понятий. Системообразующее понятие – зоопсихология. Отдельные мысли и утверждения расположены так, чтобы между ними существовали правильные взаимодействия – развитие мысли. Системное свойство состоит в возможности понять историю вопроса и современное состояние науки.

 Приспособление понимается как основа выживания как индивидуума, так и биологического вида в целом. Поэтому АЗ исследует (в отличие от этологии) не только эволюционный аспект приспособления, но и влияние реальных прижизненных условий. Совместная жизнь с человеком и необходимость обитания в неприродной среде также рассматриваются как условия, определяющие характер приспособления.

Тем самым снимаются все противоречия между этологией и бихевиоризмом и становится понятной взаимосвязь между наследственными и прижизненными факторами. Одного этого было бы достаточно, чтобы считать АЗ важным шагом в развитии зоопсихологии.
Однако АЗ раскрывает также и связь между:

  • реальными причинами поведения (потребностями животного);
  • фактическими условиями, способствующими или препятствующими данному поведению;
  • субъективными особенностями, определяющими смысл и характер поведения;
  • состоянием нервной системы, обуславливающим остроту реакций (вплоть до нервных срывов).

Тем самым АЗ предоставляет базу для формирования и коррекции самостоятельного поведения животных путем воздействия на его внутренние причины. Практический результат применения методик АЗ выражается в том, что животное естественно и по собственной воле ведет себя правильно как в присутствии хозяина, так и в его отсутствие, а необходимость в командах попросту отпадает. Одновременно снижается частота и острота #стрессов – это приводит к укреплению здоровья животных.

Собственно говоря, АЗ формирует не поведение животного, а ту совокупность качеств, которую принято называть умом и характером – смелость без лишнего риска, осторожность без трусости, доброту без чрезмерных эмоций, преданность без навязчивости… и так далее, и так далек.

Интеллектология.
Отношение к здоровью опосредованное – через анализ стрессов.

Это совсем молодая наука, выросшая из АЗ. Прелесть ее в том, что она позволяет исследовать (а потом – и изменять) те самые внутренние информационные процессы, которые относятся к психической деятельности. Эта наука потребовала использования достижений теории принятия решений, математической логики, теории игр и некоторых других мудреных дисциплин. Но не пугайтесь – эта наука вполне доступна здравому уму не-математика.

Только не надо спорить о том, имеется ли #интеллект у животных! Интеллект есть везде, где есть выбор из двух и более вариантов. И в природе спасается не тот, кто дерется с любым врагом, а тот, кто знает, когда есть шанс победить, а когда лучше дать деру.

Следовательно, интеллект (все равно, насколько он развит) – это главный инструмент выживания.

Только благодаря хорошо работающему интеллекту становится возможным адекватное поведение. Оно, во-первых, результативно – то есть, удовлетворяет важную потребность. Во-вторых, оно эффективно – позволяет экономить все ресурсы. И главное – оно точно соответствует реальной сиюминутной ситуации.

Любая мыслительная деятельность представляет собой процесс принятия решения – даже в том случае, когда решение не выражается в наблюдаемом поведении. Имея дело с животными, мы можем ограничиться анализом тех процессов, которые заканчиваются какой-либо активностью – то есть, поведением. Впрочем, пусть моя любимая золотая рыбка утаит от меня свои размышления о природе божественного – это было бы любопытно, но на жизнь мою не повлияет.
Зато меня очень даже волнуют те преобразования информации, которые заставили кису написать на постель или собаку – покусать соседа. И если я сумею изменить ход мысли зверя, то изменится и результат! Это и есть основная практическая задача интеллектологии. Можно похвастаться: практические методики коррекции интеллекта уже существуют!

Интеллектологии безразлично, хорош или плох результат психической деятельности – оставим эти оценки практической зоопсихологии. Интеллектология – это инструмент вроде ножа, которым можно хлеба отрезать, но можно, неровен час, и книжку раскромсать. Инструмент универсальный и мощный. Он помог даже подобрать ключи к решению такой остроактуальной проблемы, как построение полноценного искусственного интеллекта.

В анализе интеллекта находит свое место и доступная информация (внешняя и внутренняя), и содержимое памяти, и врожденные факторы. Процесс принятия решения смоделирован до уровня элементарных операций вроде анализа информации и обобщения. Учитывается также и характер критериев, по которым субъективно оценивается правильное или неправильное решение. Важен также и анализ социальных отношений, обуславливающих помощь партнеров или помехи со стороны соперников.

Однако я все равно не смогу изложить здесь даже самые азы интеллектологии. Давайте просто пожелаем этой науке светлого будущего!




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .